ИЗ "ЗАПИСЕЙ"
СВЯЩЕННИКА АЛЕКСАНДРА ЕЛЬЧАНИНОВА
С начала Великого Поста читаю Исаака Сирина. Восхищаюсь, умиляюсь, духовно питаюсь им. Восхищаюсь силой его рассуждения, смелым, легким взлетом в самые заповедные сферы, умиляюсь благостностью, святой любовью, которой насыщен даже его слог (в прекрасном старом переводе Моск. Духовн. Акад. 1854 г.); питаюсь его мудрыми советами, всегда точными и конкретными, всегда сопровожденными любовью. Но вместе с тем и ужасаюсь: он пишет для монахов и требует от них так много, что ввергает в безнадежность мирянина-читателя. На что же надеяться нам, погруженным в суету, ложь, злобу и страсти.
Из писем к молодежи
"На твои вопросы о посте: пост не есть голод. Голодает и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого Поста не говорится о посте изолированном в нашем обычном смысле, т.е. как о неядении мяса и проч. Всюду один призыв - "постимся, братие, телесне, постимся и духовне". Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями. Пост = истощению, утончению. Нормальный, зоологический, благополучный человек недоступен влияниям высших сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, и тогда он делается доступнее воздействиям много мира, идет духовное его наполнение".
Беседа перед исповедью
Мы еще не приступили к исповеди, а душа
наша слышит искушающие голоса: "не отложить ли?
Достаточно ли приготовлен, не слишком ли часто
говею?" нужно дать твердый отпор этим
сомнениям. "Если ты приступаешь служить
Господу Богу, то приготовь душу твою к
искушению" (Сирах, 2, 1). Если ты решил говеть, -
явится множество препятствий, внутренних и
внешних: они исчезают, как только проявишь
твердость в своих намерениях.
В частности, вопрос о частой исповеди: надо
исповедываться много чаще, чем это у нас принято;
по крайней мере во всех четырех постах. Нам,
одержимым "дреманием леностным", неискусным
в покаянии, необходимо вновь и вновь учиться
каяться; это, во-первых; а во-вторых -
необходимо тянуть какую-то ниточку от исповеди к
исповеди, чтобы промежутки между периодами
говения были наполнены духовной борьбой,
усилиями, питаемыми впечатлениями от последнего
говения и возбуждаемыми ожиданием близкой новой
исповеди.
Исповедь не есть беседа о своих недостатках,
сомнениях, не есть осведомление духовника о себе
и менее всего - не "благочестивый обычай".
Исповедь - горячее покаяние сердца, жажда
очищения, идущая от ощущения святыни, умирание
для греха и оживание для святости. Раскаянность -
уже степень святости, и бесчувственность,
неверие - положение вне святыни, вне Бога.
С грустью провожаю уходящий Великий Пост. В Посту
так многое доброе делается легче, а злое
ослабляется и завядает, так радостно видеть
молящихся, говеющих, с волнением приступающих к
св. Чаше. Как ни много разочарований и огорчений
на исповеди, как не велико количество вялых,
равнодушных, омраченных грехом и страстями, но
тоже не мало людей с чуткой совестью, беспощадных
к себе, любящих Бога и жаждущих очищения. Всякая
исповедь - урок и духовное приобретение и для
священника.