Русская линия

крест
Русский дом, №3. Оглавление


ИЗ "ЗАПИСЕЙ"
СВЯЩЕННИКА АЛЕКСАНДРА ЕЛЬЧАНИНОВА

С начала Великого Поста читаю Исаака Сирина. Восхищаюсь, умиляюсь, духовно питаюсь им. Восхищаюсь силой его рассуждения, смелым, легким взлетом в самые заповедные сферы, умиляюсь благостностью, святой любовью, которой насыщен даже его слог (в прекрасном старом переводе Моск. Духовн. Акад. 1854 г.); питаюсь его мудрыми советами, всегда точными и конкретными, всегда сопровожденными любовью. Но вместе с тем и ужасаюсь: он пишет для монахов и требует от них так много, что ввергает в безнадежность мирянина-читателя. На что же надеяться нам, погруженным в суету, ложь, злобу и страсти.

Из писем к молодежи

"На твои вопросы о посте: пост не есть голод. Голодает и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого Поста не говорится о посте изолированном в нашем обычном смысле, т.е. как о неядении мяса и проч. Всюду один призыв - "постимся, братие, телесне, постимся и духовне". Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями. Пост = истощению, утончению. Нормальный, зоологический, благополучный человек недоступен влияниям высших сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, и тогда он делается доступнее воздействиям много мира, идет духовное его наполнение".

Беседа перед исповедью

Мы еще не приступили к исповеди, а душа наша слышит искушающие голоса: "не отложить ли? Достаточно ли приготовлен, не слишком ли часто говею?" нужно дать твердый отпор этим сомнениям. "Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению" (Сирах, 2, 1). Если ты решил говеть, - явится множество препятствий, внутренних и внешних: они исчезают, как только проявишь твердость в своих намерениях.
В частности, вопрос о частой исповеди: надо исповедываться много чаще, чем это у нас принято; по крайней мере во всех четырех постах. Нам, одержимым "дреманием леностным", неискусным в покаянии, необходимо вновь и вновь учиться каяться; это, во-первых; а во-вторых - необходимо тянуть какую-то ниточку от исповеди к исповеди, чтобы промежутки между периодами говения были наполнены духовной борьбой, усилиями, питаемыми впечатлениями от последнего говения и возбуждаемыми ожиданием близкой новой исповеди.
Исповедь не есть беседа о своих недостатках, сомнениях, не есть осведомление духовника о себе и менее всего - не "благочестивый обычай". Исповедь - горячее покаяние сердца, жажда очищения, идущая от ощущения святыни, умирание для греха и оживание для святости. Раскаянность - уже степень святости, и бесчувственность, неверие - положение вне святыни, вне Бога.
С грустью провожаю уходящий Великий Пост. В Посту так многое доброе делается легче, а злое ослабляется и завядает, так радостно видеть молящихся, говеющих, с волнением приступающих к св. Чаше. Как ни много разочарований и огорчений на исповеди, как не велико количество вялых, равнодушных, омраченных грехом и страстями, но тоже не мало людей с чуткой совестью, беспощадных к себе, любящих Бога и жаждущих очищения. Всякая исповедь - урок и духовное приобретение и для священника.