logo.gif (3374 bytes)

крест
Русский дом, №2. Оглавление


Держава

"КОНВЕРСИЯ КОСМОСА" ИЛИ ГИБЕЛЬ ПОМПЕИ?
А. А. Верда

Бьюсь об заклад, мало кто из нас, вплоть до начала эпохи гласности, знал, что знаменитый Центр управления полетами, откуда ведутся все космические репортажи, находится в одном из подмосковных городов - Королеве (бывшем Калининграде), всего в 40 минутах езды от Москвы на пригородной электричке. Именно это место стало космической вотчиной Советского Союза.
Сегодня нас уже мало волнуют старты ракет-носителей, а дети давно не хотят стать космонавтами! От потогонного процесса делания "бабок" нас способна отвлечь, пожалуй, только массированная высадка марсиан, да и то - только в том смысле, есть ли у них "баксы"?
Перед сотрудниками многочисленных коллективов космических предприятий Королева (а их около десятка) вопрос о деньгах стоит в несколько иной плоскости и окрашен в надрывно-трагические интонации в духе Шекспира: "To be or not to be?". Речь буквально идет о куске хлеба насущного.
Средняя заработная плата ИТР на заводах Королева составляет всего 300-400 рублей в месяц. Сегодня на предприятиях остались лишь те, кто не смог найти более высокооплачиваемую работу да патриоты своего дела - старая "королевская гвардия", твердо исповедующая нравственный принцип: "Если не я, то кто же?" Большинство из них начинало еще с патриархами отечественного ракетостроения. Практически вся талантливая молодежь в поисках "длинного рубля" косяками стала уплывать из ракетно-космических заводей в начале 90-х. Некоторые открыли свое дело, другие, как высококлассных специалистов, радушно приняли частные компании. Встречаются и печальные курьезы: один знакомый инженер, участвовавший в сложнейших разработках "Бурана", стал коммерческим агентом - теперь торгует мылом, носками и женскими гигиеническими прокладками. Только так и смог прокормить свою семью.
На наших глазах гибнет Помпея. Извергающийся вулкан "дикого калитализма" погребает под толщей вулканического пепел даже не город, а целый материк - российское ракетостроение. Этого мы пока не понимаем, или уже понимаем, но еще ничего не делаем.
Чудеса конвейерной сборки "Крайслера" или "Форда", при несомненно высоком уровне и культуре их производств, на две, а то и три головы ниже технологий отечественных космических предприятий. На заводе КБ Химмаш им. Исаева мне показывали поворотный микродвигатель орбитального космического корабля. Система впрыскивания окислителя в топливо на нем предполагает струйку толщиною всего в несколько микрон.
Из разговоров с разными людьми вырисовываются основные причины обвала российской ракетно-космической отрасли. Пожалуй, главная - отсутствие продуманной программы конверсии оборонных заводов.
Выразилось это, прежде всего, в резком сокращении пакета госзаказов. Учитывая, что абсолютное большинство космических разработок носило исключительно военный характер, легко представить, в каком положении оказалась "Королевская фирма".
Ради выживания КБ Химмаш, например, вместо космических двигателей и топлива, ринулся в авральном порядке осваивать производство... детских кроваток, бытовых радиаторов, инвалидных колясок и тренажеров для центра Дикуля. КПО "Стрела" открыло колбасный цех. При АООТ "Композит" создали турагентство, зазывающее посетить Турцию и Кипр.
Лучше других обстоят дела у самого крупного королевского завода РКК "Энергия" - ведущего предприятия в разработке проекта русского "шаттла". Его руководство заключило договор с фирмой "Sanyо" на лицензионное производство кухонных комбайнов "Энергия", пользующихся, кстати, неизменным спросом у потребителей. Этот шаг позволил РКК "Энергия" спасти не одно рабочее место.
Однако применение огромного научно-технического потенциала такого предприятия даже для изготовления микропроцессорных комбайнов целесообразно в такой же степени, в какой оправдано использование микроскопа для забивания гвоздей.
Понять, насколько высок потенциал этих гигантов, можно и на таком примере. В контексте конверсионных веяний на одно из калининградских предприятий поступил заказ на разработку комплекса пожаротушения для морских нефтяных вышек. Именно пожары в море специалисты нефтедобычи считают наиболее опасными. Конструкторское решение было найдено чуть ли не походя, почти между делом. Подготовили документацию, чертежи, но... заказчик отказался от дальнейшего сотрудничества ввиду возникших у него финансовых трудностей. Однако случай это имел продолжение, и связано оно было с войной в далеком Персидском заливе.
В Кувейте тогда горело более сотни нефтяных скважин. Наша разработка, в которой использовались космические технологии, позволяла предотвращать пожары на любой нефтевышке за считанные секунды. Кувейтцы проявили живой интерес к "ноу-хау" отечественных ракетостроителей, прислали делегацию. Однако у предприятия не нашлось денег даже на постройку демонстрационного образца своего детища, продажа которого сулила неплохую валютную выручку. Озадаченные кувейтцы почесали в затылке, уважительно пожали руки нашим конструкторам... и уехали.
Еще одна проблема космических предприятий: мы не умеем рекламировать наши достижения! На выставках, в отличие от нахрапистых американцев с их не сходящей с лица улыбкой, подчас раздражающей своей неуместностью и выставленными в неглиже деснами, мы скромно теснимся у занимаемых стендов. Нет ни красочных буклетов, ни ослепительных красавиц-гидов, ни зазывной раздачи сувениров. Вышеупомянутый набор инструментов, например, побывал на двух зарубежных выставках - и ничего! В смысле хорошего. Ни одного подписанного контракта! Помимо того, что правительство, в свое время, перекрыло финансовый кислород нашим военно-космическим фирмам, у последних есть к нему и еще одна большая претензия. Это - слабое лоббирование их интересов на международном рынке. Например, бывшего министра иностранных дел Андрея Козырева на КБ Химмаш до сих пор поминают "добрыми дружественными словами", большинство из которых крайне далеки от нормативной лексики русского языка. Наверняка многие помнят скандал, когда "дядюшка Сэм" стал грозить нам из-за продажи Индии наших криогенных двигателей для туземных ракет-носителей. Так вот, эти движки производятся как раз на том самом КБ Химмаш. Согласованный и почти подписанный контракт, дававший заводу гарантированную возможность выжить и, более того, безбедно существовать в ближайшие десять лет, был сорван по окрику из Вашингтона. Наши лидеры побоялись проявить твердость. И главная вина в этой унизительной уступчивости лежит именно на "прозападнике" Козыреве.
Кроме перечисленных проблем, глухой ропот среди инженеров и специалистов среднего звена королевских предприятий вызывают и сами руководители большинства из них - люди почтенного возраста. Воспитанные в лучших традициях социалистической системы хозяйствования, они до последнего времени и представления не имели, что такое ломать голову над каждодневными проблемами рыночного менеджмента, которые материализовались перед ними, как Фредди Крюгер из кошмарных снов. Как найти новые закалки? Как снизить себестоимость продукции? Как удешевить поставки сырья, комплектующих и т.д.?
Привычная схема управления носила сугубо вертикальный характер: финансовое обоснование сметы очередного проекта, звонки и поездки на служебных "Волгах" в министерство, разговоры в высоких кабинетах - а там уже "отвалят" столько, сколько нужно. Когда речь шла о престиже страны и знаменитой "кузькиной матери" для капиталистов - какие могут быть вопросы! Торг был неуместен. За удачный спуск "Бурана", например, щедрые премии от государства получили все, кто хоть каким-то боком касался его разработки - от мала до велика!
В условиях рыночной экономики превалировать стали навыки горизонтального менеджмента, а их-то - кот наплакал! Переучиваться, когда "седина в бороду", тоже не с руки, а оставить пост главного директора и генерального конструктора - это, знаете ли, подвиг, сравнимый с броском Александра Матросова на дзот.

Указом президента России №1020 от 8 июля 1996 г., в целях увековечивания имени выдающегося отечественного ракетного конструктора Сергея Павловича Королева, город Калининград был переименован в Королев. Ключ, как говорится, - на старт. Город был выведен на новую орбиту. Что дальше?