logo.gif (3374 bytes)

крест
Русский дом, №2. Оглавление


Русь Православная

ЗЕМЛЯ, ОХРАНЯЕМАЯ АНГЕЛАМИ
А. Н. Болотников

Холодный, очень далекий и грустный остров с одиноким монастырем. Край земли и несбыточных мечтаний. Его хотят покорить, как какую-нибудь горную вершину. Иметь в своей коллекции достижений и воспоминаний для друзей и внуков. Примерно такими большинству из нас представляются Соловки. И мы едем. С рюкзаками и фотоаппаратами запечатлеть свой вызов мрачным рассказом и собственным представлением. И мы не знаем, что "...кого Бог укрепит на Соловецком острове, поживет добре и тако умрет во святом месте сем, чаю, что муки вечныя избудет и райская жилища наследит. А хто приедет с Руси от мирского обычая, от суетного мятежа... той что во второй раз родится..." Конечно, столь неверное представление о Соловецких островах основано не на обычных домыслах. Ведь мы больше знаем о существовании Соловецкого лагеря, а не Соловецкого монастыря. Мы слышали о жизни острова в 20-30-х годах, и практически ничего о нынешней. А ведь этот год для Соловецкой обители особенный...

Ровно 570 лет назад два инока Савватий и Герман вступили на безлюдную до этого времени землю. Теперь Савватиевом называется берег озера и первое место жительства пустынников. "Видевшие же место некое странно и ту поставиша хиз (хижины) свои близ озера мало в далее от моря яко едино поприще и начате преподобные ко трудом труды прилагати". Вскоре пустынниками была возведена часовенка, где поместили привезенную Савватием икону Пресвятой Богородицы. До XVIII века в этом месте жили лишь монахи-отшельники. А в 1757 году началось строительство скита. (Сегодня в скиту монахи-отшельники, которые содержат небольшой огород). В монастыре рассказывают, что местные промысловики были против поселения пустынников и отправили на остров с недобрыми помыслами несколько семей. Но ангелы, по преданию, высекли жену одного из рыбаков, показывая тем, что земля эта предназначена для служения Господу. (Именно в честь этого события и было названо место - Гора Секирная. На вершине в 1862 году построена Вознесенская церковь, которая венчается маяком, действующим и сегодня. Моряки утверждают, что его видно в радиусе 60 километров). Через шесть лет во время отъезда Германа на материк неожиданно заболел и почувствовал близкую кончину Савватий. Он уезжает с острова и вскоре умирает. Герман встречает Зосиму - сына богатых родителей, который раздает имущество бедным и желает отречься от мира. В 1436 году они отплывают на Соловки. "Преподобный Зосима, чудотворец Соловецкий, первый соградитель сея святые обители... еще при жизни своей уверившийся о последующем великолепии оной чрез небесное откровение, воспользовался при создании монастыря своего всеми выгодами местоположения, столь красивого, столь же и удобного...".
В 1478 году Соловки вошли в состав владений Великого князя Московского, и до середины XVI века мало чем отличались от других скромных северных обителей. Переломным периодом в жизни монастыря оказалась деятельность игумена Филиппа (Колычева). Один за другим были построены величественные храмы, крупные хозяйственные сооружения. Обострившиеся отношения со Швецией потребовали мер по укреплению обороноспособности. И вскоре по приказу царя начинают возводить мощные валунные стены и башни (1582-1594). После завершения строительства (к слову сказать - на средства монастыря) обитель вошла в ряд крупнейших русских крепостей...

И будет на месте сем пение и звон

Много чудес происходило, да и происходит поныне на Соловках. Сколько угодников Божиих знает эта земля! О многих, даже при их жизни, слышали в обители только по рассказам.
В 1606 году, когда игуменом в обители был блаженный авва Антоний, на исповедь к иеромонаху Иосифу пришел брат Василий. И рассказал о встрече с отшельником. Заблудившись в лесу, Василий наткнулся на пещеру в горе, а возле нее на человеческие следы. Оказалось, там уже более 58 лет живет пустынножитель Андрей. На протяжении всего этого времени он питается только одной травою и водою. Иеромонах Иосиф захотел найти этого сподвижника и взять у него благословение. Но как не искал брат Василий дороги, так и не сумел найти. "Не изволи бо Бог яве показати нам угодника Своего, в тайне Ему работающего".
Летом 1561 года плывшие в Архангельск преподобные отцы Соловецкие Вассиан и Иона погибли во время бури и были выброшены на берег в районе Унской губы... Как-то местные крестьяне заметили кружащих в воздухе над одним и тем же местом ворон. Заподозрив неладное, они подъехали ближе и увидели совсем нетронутыми возле самой воды тела преподобных. Крестьяне поняли, что это не простые люди, а угодники Божии, коль к ним даже вороны прикоснуться не посмели. И решили отвезти старцев к себе в село и похоронить с почестями возле церкви. Но в течение нескольких дней они никак не могли найти дорогу домой, кружили на одном и том же месте, и все время возвращались к берегу, где нашли тела преподобных. Выбившись из сил, крестьяне остановились на ночлег. А во сне им явились Угодники Божии и заповедовали не возить их тела в село, а похоронить тут же, под большою сосною, и добавили, что "если благословит Бог, то неизреченною мудростию Своею устроит и на сем месте пение и звон"... Желание их было в точности исполнено. Спустя 38 приплыл в Унскую губу монах Мамант и из-за сильного ветра провел на берегу 4 дня. Во сне ему явились два старца и назвались - Вассианом и Ионою, указали место погребения и попросили поставить над могилою часовню. Старец устроил все как велено. После этого ветер утих и он смог отправиться дальше. С тех пор часовенку несколько раз перестраивали. А спустя почти сто лет на берегу возникла Пертоминская обитель.

Если время переменится, будет известно, кто хоронил

Первый ссыльный, прибывший на Соловки для строжайшего содержания, и о котором сохранилось "письменное известие", был впавший в ересь бывший игумен Троицкого Сергиева монастыря Артемий. Это случилось в 1554 году, правда, пробыл он там не долго, сбежал в Литву... Первый концетрационный лагерь на Соловках большевики организовали еще в 1921 году, после подавления Кронштадского восстания. С 1923 по 1939 год на островах Соловецкого архипелага существовал СЛОН - Соловецкий лагерь особого назначения. Здесь погибли десятки (а некоторые говорят, что сотни) тысяч заключенных. На знаменитой Секирной горе находился карцер. Многие, узнав что их переводят на Секирку, убивали себя, боясь творившихся там беззаконий. Местные надзиратели любили "образцово-показательные" казни: заключенному на спину привязывали бревно и толковали вниз по лестнице, насчитывающей 365 ступеней (Гора Секирная - высшая точка архипелага - более 100 метров), внизу дежурные заключенные подбирали только окровавленные кости. Сегодня у подножия этой лестницы стоит Поклонный крест в память о невинно убиенных. Говорят, если взять оттуда камешек и приложить к больному месту, то боль утихнет.
В Соловки ссылали и многих священнослужителей. В 1927 году в лагерь прибыл архиепископ Воронежский и Задонский Петр (Зверев). Перед ним тушевались даже надзиратели. При встрече с ним они не только уступали ему дорогу, но и приветствовали его, снимали шапку. На что он отвечал еле очерченным крестным знамением. Его содержали на Анзере. Владыка работал счетоводом на складе, где трудились одни священники. Архиепископ Петр писал с острова, что живет в уединении, мало видит людей и чувствует себя пустынником. Он оставил акафист преподобному Герману. И сумел переслать по частям своим духовным чадам. Ему приходилось зашифровывать текст: писать не слева направо, а наоборот, или вверх ногами несколько строчек. Позднее акафист полностью восстановили...
Владыка заболел тифом. Его поместили в одну палату с ветеринарным врачом - его духовным сыном. В день смерти архиепископа он услышал шум, как будто влетела стая птиц. Открыв глаза, врач увидел Святую Великомученицу Варвару со многими девами. Она подошла к постели владыки и причастила его Святых Таин. Он умер в пятидесятилетнем возрасте на праздник иконы Царицы небесной "Утоли моя печали" 25 января 1929 года. Владыку разрешили похоронить не в общей могиле, а отдельно. "Был выходной день, воскресенье. Еще когда владыка только что заболел, ему прислали все малое облачение, мантию и малый омофор... В хозчасти сделали в мастерской гроб... Панагию написали на кипарисе. За ночь написали..." Его отпели три священника, облачили. А перед тем, как вложить в руки молитву, все трое на ней расписались. Их спросили, зачем они это сделали, ведь на молитве никогда не расписываются: "Если время переменится, выйдет владыка мощами, будет известно, кто его хоронил". Подписались: архимандрит Константин Алмазов (Петербург), отец Василий из Барнаула и отец Дмитрий из Твери. Владыка был последним, заболевшим тифом. После него уже никто не умирал. Тиф прекратился, и стало тепло. Один из хоронивших священников потом рассказывал, что "когда похоронили его и зарыли уже могилу, вдруг над ней явился столп света и в нем владыка, и он их благословил"...
Когда-то на Анзере стояла часовня в честь успения Божией матери (на месте явления Преподобному Иову Божией Матери и Преподобного Елеазара). В часовне было написано, что сказала Богородица: "На этом месте пусть будет сооружен скит в память Страдания Моего Сына. Пусть живут 12 иноков и будут все время поститься, кроме субботы и воскресенья. Придет время, верующие на этой горе будут падать от страданий, как мухи". Там и основан был скит Голгофа...

Милость Божия

В 1989 году, по благословению преосвященного Пантелеимона, епископа Архангельского и мурманского, на Соловках состоялось первое, если можно так выразиться, "официальное" богослужение. Освятили часовню во имя Святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, Чудотворца. Служил: игумен Герман (ныне благочинный и духовник монастыря) и диакон Иоанн, впоследствии принявший монашеский постриг с именем Зосима (сейчас является экономом обители). А год спустя, 25 октября 1990 года, определением Священного Синода благословлено открытие Соловецкого монастыря. И через три дня, в стенах домовой церкви, устроенной братией в одном из монастырских корпусов, была отслужена первая Божественная Литургия. "Божие благословение на труды первых насельников в возрожденной Спасо-Преображенской Соловецкой обители. Радуюсь и благодарю Спасителя Бога за Его милость к нам, выразившуюся в возрождении этой древней и славной обители. Патриарх Алексий".
А Белое море действительно белое. Когда смотришь вдаль, то кажется, как будто льдом покрыто. А еще оно очень соленое и холодное. Хотя бывает и веселым, когда любопытные тюлени играют с волнами. Вообще, добираясь до монастыря, настоящего моря и не видишь, потому что путь между островов лежит. Одни похожи на большую гору камней, покрытых мхом и с маячком на вершине. Другие кажутся лесным берегом какого-нибудь огромного озера.
Как ни странно, но климат на Соловецких островах отличается от климатических условий других районов Поморья. Несмотря на близость Полярного круга, средняя температура самого холодного на Соловках месяца февраля - всего минус 11 (на Хуторе Горка, бывшей Макарьевский пустыни, в оранжереях вызревали арбузы, дыни, огурцы, персики. Чуть позднее здесь устроили ботанический сад, в котором росли сирень, розы, ирга, акация. Тепличные условия создавали подземные трубы, которые не только согревали почву, но и использовались на воскобелильном заводе). Здесь есть где, развернуться любителю ягод и грибов - корзинку белых можно набрать за час на обочине дороги, при этом досыта наевшись голубики, брусники, клюквы...
Как добраться до монастыря, можно узнать на Соловецком подворье в Москве. Там вам подробно расскажут дорогу или пригласят поехать вместе с группой паломников, что обойдется вам в несколько раз дешевле, чем самостоятельная поездка. Но в монастырь можно поехать на некоторое время поработать, что принесет пользу не только обители, но и вам. Добираться нужно до города Кеми (поезд Москва-Мурманск), а затем на монастырском баркасе 3-4 часа морем, или теплоходом из Архангельска. Так как монастырь живет на пожертвования, то там рады всему - и продуктам, и старым вещам. Пожертвования можно принести и на подворье.
Практически каждый последний год десятилетия напоминает Соловкам о каком-то знаменательном событии. Каких больше - хороших или плохих? Пока не ясно. Наверное, если мы будем приезжать на остров как паломники, а не как туристы, то хороших дат в истории обители прибавится.