logo.gif (3374 bytes)

крест
Русский дом, №2. Оглавление


Воины Веры Христовой

rd2_22.jpg (5106 bytes)

ПРИХОДИТЕ КО МНЕ НА МОГИЛКУ, КАК К ЖИВОМУ...
Иеросхимонах Серафим и Вырица
Яковлева Л.С

Народ церковный с трепетом ожидает канонизации иеросхимонаха Серафима Вырицкого (Василия Николаевича Муравьева). В начале третьего тысячелетия от Рождества Христова этот великий светильник земли Русской просияет в лике преподобных.
Жизнь и молитва подвижника-старца неразрывно переплелись с судьбой Вырицы. Здесь, на церковном погосте рядом с храмом Казанской иконы Божией Матери, и обрел вечное упокоение дивный угодник Божий.
Есть на земле особые уголки. Словно сохраненные Господом как осколки земного рая, таинственно напоминают они о мире горнем. Кто хоть раз побывал в Вырице, стремится попасть сюда вновь и вновь... Душа наша, по природе христианка, тоскует о Царствии небесном...
У того, кто первый раз приезжает в Вырицу, просто перехватывает дыхание при виде неизреченной красоты. Окруженная соснами, в их строгом изумрудном уборе, возносится в бездонную синь неба точеная колокольня храма Казанской иконы Божьей Матери. И царственная величавость, и нераздельная слитость с природой, изумительная соразмерность всех деталей убранства, и таинственная, осязаемо-теплая тишина и глубина. Все здесь гармония, все диво.
С историей Вырицкого храма нераздельно связана судьба семьи великого князя Константина Константиновича - внука Николая I, Президента Российской Академии наук, знаменитого поэта К.Р. Все его сыновья верой и правдой служили Отечеству. Олег убит в начале военных действий в 1914 году. Старший сын князь Иоанн Константинович по единодушной просьбе прихожан Вырицкого храма, в 1913 году стал Почетным покровителем Братства Казанской иконы Божией Матери. Даже в набожной семье Константиновичей он отличался особой молитвенностью, был любитель и знаток церковного пения, имел свой хор, нередко представлял династию Романовых на всенародных торжествах и официальных церемониях в других государствах.
Закладка храма состоялась 14 июля 1913 года, к осени церковь была возведена, а через год, 6 июля 1914 года, епископ Гдовский Вениамин, впоследствии митрополит Петроградский, новомученик Российский, совершил чин ее освящения.
Святость, жертвенность, исповедничество с первых дней сопровождали историю храма Казанской иконы Божией Матери.
Вырь означает водоворот, пучина. От непокорного характера реки Оредеж. пошло и название Вырица. Случалось ли видеть, как бурлят, сталкиваясь в круговерти, подводные вихри - и водная стихия, закручиваясь воронкой, стремительно заглатывает мусор и пену. Здесь, в Вырице, воистину средоточие судьбоносных жизненных потоков. Точка пересечения и точка отсчета. Для многих - начало новой жизни о Господе: вразумление, освящение и преображение. В царском храме, на погосте великого старца Серафима, сбрасываем ветхие одежды, освобождаемся от всего суетного и наносного...
Почему крестьянский мальчик Василий Муравьев стал угодником Божиим Серафимом, пламенеющим любовью к Богу и всему сущему? Господь ведет Своих избранников одному Ему ведомыми путями.
В родной деревне на Ярославщине пришлось хлебнуть лиха. Отец умер рано, и на Васю легли заботы о больной матери и сестре. Сердобольный односельчанин, приехав из Петербурга, позвал смышленого мальчонку в столицу - приставить к делу. Так Василий стал рассыльным в одной из лавок Гостиного двора и благодаря своему уму, редкому трудолюбию и таланту, очень быстро дослужился до старшего приказчика и наконец открыл собственное дело. Василий Николаевич Муравьев успешно торговал пушниной как внутри страны, так и за границей. Но известно и другое: живя в миру, искал только горнего. Смолоду хотел посвятить себя лишь единому Богу. Однако схимник Александро-Невской Лавры, а позднее духовник, старец-утешитель Гефсиманского скита о.Варнава, возвестил будущему великому подвижнику волю Божию - вначале пройти обычным семейным путем. В.Н.Муравьев женился на благочестивой девушке Ольге: позднее, по обоюдному согласию, она разделит с ним его монашеский подвиг... Не потому ли, что Промыслом уготовано было батюшке во времена безбожия редкое непостижимое служение: монашество в мiру, в самой гуще народного горя...
И только незадолго до революции сбывается его заветное желание: он закрывает дело, переводит свои огромные капиталы на нужды церкви, принимает постриг в Александро-Невской Лавре и вскоре становится казначеем, а затем и духовником братии. Последним - перед закрытием - ее духовником...
Каждый угодник Божий по-своему любим православным народом. Но к батюшке Серафиму Вырицкому отношение особое. Келья его всегда была открыта для всех. Жертвенность превышала границы земного, человеческого разумения: как-то великим постом в Лавре пастырь отпускал грехи... двое суток подряд. Чувство горького сиротства покрывал светильник нездешней своей любовью. Во времена безверия его Свеча не угасала никогда.
Так сберегал он Церковь и малое стадо, а Господь чудным образом сохранил для Церкви и России молитвенника. Свой избранный сосуд. Особым смотрением Божиим - по благословению митрополита Серафима (Чичагова), в связи с заключением медицинской комиссии -последний духовник был выведен из Лавры накануне полного ее разгрома, и в 1930 году он поселяется в поселке Вырица. Его сопровождали монахиня Серафима (в миру Ольга Муравьева) и внучка Маргарита. Отныне и до самой блаженной кончины праведник - ограда веси сей и царского храма. Болезнь вскоре приковала старца к постели, но могучий дух, не подвластный немощам плоти, рвался в горний мир.
...А Казанскую церковь в Вырице в 1938 году закрыли. В ней расположился клуб под непонятным названием Осоавиахгим (общество содействия обороне). Иконы, утварь, даже иконостас служителям и прихожанам удалось спасти...
Его молитва обладала неодолимой и могучей силой. Когда началась война, сказал: "Все дома в Вырице будут целы, никто не пострадает". Так и вышло. В самом начале оккупации женщина с улицы Крылова в слезах прибежала к батюшке: "Немцы побывали в нашем доме, велели уходить". Последовал спокойный ответ: "Сиди спокойно, будем вместе, никуда не поедем". Через какое-то время визит непрошеных гостей повторился - они уже грозили оружием. Узлы собраны. Покидать родное гнездо? Но батюшка тверд: "Оставайтесь". Больше немцы в этом доме не появлялись.
"Все мы чувствовали на себе чудотворную силу молитв батюшки Серафима. Над всеми страхами и ужасами оккупации, моральными и физическими - батюшкина добрая улыбка, проницательный взор, строгий и ласковый одновременно и слова простые и мудрые, и на сердце водворялись тишина и спокойствие. Голод, бомбежка, чужая немецкая речь, разве мы могли бы перенести все это, если б не дорогой наш батюшка? Шли к нему и всегда получали благодатную помощь и возвращались домой с просветленной душой... Ничто меня в жизни земной не страшит, Господь всемогущий мой жезл и мой щит..." Из воспоминаний старожила.
Заступничеством старца, веруют люди, сохранился и храм во имя Казанской иконы Божией Матери - хотя рядом, в трех километрах, на станции Вырица, шел ожесточенный бой. И разве не милость Божия, что всю войну в нем совершались таинства, приносилась бескровная жертва за живых и усопших?
С приходом немцев, осенью 1941 года храм, по просьбе вырицких стариков был открыт. Для разгрузки прибывавших из Пскова составов в Вырице размещалась тыловая команда, сформированная из румын, союзников Германии. Они оказались уроженцами восточной части страны, немного говорили по-русски и были православными. Стали посещать Казанскую церковь. Прихожане вначале косились на солдат в немецкой форме, а потом, видя, как они молятся, соблюдают чин службы, привыкли к ним.
Это был единственный храм, действовавший во фронтовой полосе и притом по ту сторону фронта!
Даже немцы, прослышав о святом старце, приходили к О.Серафиму, интересовались своей военной судьбой. Подвижник твердо говорил: "Гитлеру православную державу не одолеть".
Сохранился в Вырице - у дома, где жил старец, на Пильном проспекте, - камень, на котором батюшка, по примеру своего небесного покровителя святого Серафима Саровского, молился за Россию в годы Великой Отечественной войны.
И в радости, и в горе, монах, старец больной
Идет к святой иконе, в саду, в тиши ночной.
Чтоб Богу помолиться за мир и всех людей
И Старцу поклониться о Родине своей.
Молись благой Царице, великий Серафим,
Она Христа десница, Помощница больным.
Заступница убогим, одежда для нагих,
В скорбях великих многих спасет рабов своих...
В грехах мы погибаем, от Бога отступив,
И Бога оскорбляем в деяниях своих.
Шла война, когда подвижник записал эти исполненные кротости и любви слова. Родина истекала кровью на полях сражений. Но еще более лютой была невидимая брань за Россию, вести ее Господь доверил лишь избранным, царственному священству...
И стар и млад притекали к благодатному иеросхимонаху, но особенно жалел отец Серафим юных, только вступающих в жизнь.
По молитвам старца больные дети, опаленные войной, начинали иную жизнь: слепые прозревали, неподвижные начинали ходить, потерявшие дар речи - говорить. Исцеляя немощную плоть, старец одаривал могучим духом, давал ключ веры для всей грядущей судьбы: иди и благодари Бога.
"Дверь в комнату приоткрылась, заглянула келейница матушка Серафима: "Пришла та женщина с девочкой, за которую Вы молились. Хочет поблагодарить Вас: она была слепа, а теперь прозрела". Батюшка отвечал: "Это не я, а Серафим Саровский исцелил девочку. Пусть его и благодарит". (Из воспоминаний духовного чада Елены С.).
Он жил по часам Господним, и времени в обычном понимании для него не существовало. Одной преданной духовной дочери он предсказал: "Наступит время, когда вновь пойдет крестный ход из Казанского собора в Лавру - ты дождешься". Поверить в это сразу после войны было невозможно, однако свершилось! Прикровенно готовил неокрепшие души к лютой невидимой брани: "Наступает царство лжи и зла. Будет так тяжело, так плохо, так страшно, что не дай Бог никому дожить до этого времени".
Врученное Ему Господом стадо О.Серафим пас до последней минуты. Срок земного странствования Вырицкого подвижника подходил к концу. Батюшка всецело предался воле Божией...
В день смерти О.Серафима ранним утром в окне его кельи неожиданно возникла Женщина неземной красоты, в сверкающем сиянии и ослепительном блеске. Дивная Гостья явилась там, где столько раз возносились молитвы к Царице Небесной. Молча показала рукой вверх. Мгновение - и чудное видение медленно погасло, растворилось, словно облачко...
"Сегодня принять никого не смогу. Буду молиться", - сказал праведник близким. Вечером позвал в свою келью родных. Каждого благословил маленькой иконкой Серафима Саровского. Зажгли лампады, встали на колени. В благоговейной тишине читали акафисты Пресвятой Богородице, преподобному Серафиму Саровскому, святителю Николаю Чудотворцу.
Послали за настоятелем Казанского храма о. Алексием Кибардиным. Плача, как дитя, этот могучий, красивый пастырь, некогда окормлявший царских детей, исповедал и причастил старца перед уходом в блаженную вечность.
О. Серафим постоянно справлялся, который час. Наконец благословил келейницу матушку Серафиму: "Читай отходную". В последний раз спросил, сколько времени. Было почти два часа ночи. "Вот и все, - легко вздохнул праведник. И перекрестился. - Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь". Совершив крестное знамение, рука, благословившая тысячи тысяч "в делание заповедей Судии всех", упала на грудь. Батюшка тихо уснул, отошел ко Господу. Было 3 апреля 1949 года.
В 60-е годы, во время правления Н.С.Хрущева, снова возникла угроза закрытия церкви. Власти уже приняли роковое решение. В Москву, в президиум Верховного Совета, отправилась делегация с ходатайством от прихожан и жителей поселка - слезной мольбой: не закрывать храм! Кто помнит то суровое время, не сомневался: по молитвам Вырицкого подвижника совершилось еще одно "обыкновенное чудо". Решение о закрытии храма было отменено.
"Чем особенно угодил Господу старец Серафим?" - спрашивали духовные дети у одного благодатного батюшки, подвижника наших дней, свято чтившего память Вырицкого иеросхимонаха. "Тайным доброделании во имя Господа нашего Иисуса Христа", - отвечал он. Скольких людей спас старец от смерти, от сумы и от тюрьмы, "просто" передав деньги из рук в руки: от очередного тайного благотворителя - тому, кто в данный момент в этих средствах наиболее остро нуждался. В бесчисленных рассказах о прозорливости старца потрясает именно то, как безошибочно он узнавал, у кого беда. "Время послевоенное, голодное, - вспоминают близкие, - бывало, сварят суп, батюшка просит: снесите туда-то, и называет адрес. Именно в этих домах и царила беспросветная, горькая нужда".
Чад о.Серафима, поступающих по духу, и сегодня легко узнать. Вот восьмидесятилетняя одинокая бабушка. Сама нищая, одинокая, полуслепая, ухаживает за чужими могилками: "У меня на четырех кладбищах двадцать старушек безродных лежат". Другая в Доме ветеранов просвещает и воцерковляет несчастных стариков-атеистов, на свою пенсию приобретает им иконки, книжки, свечи. Третья... В послевоенное время (одежку и обувку выдавали только по карточкам) все свои промтоварные талоны тратила на крестильные рубашки для бедных - ризы правды. Bce Серафимовы чада облечены им в эти светлые ризы правды, тайно совершая добро лишь Господа ради. Всё тварное разрушается безвозвратно, для Бога созидаемое - живет во веки веков.
А видящий тайное, един Бог воздает и явно. Встали из руин Гефсиманский скит и Иверский Выксунский женский монастырь. А в чудно обретенную келью батюшки, что в Александро-Невской Лавре, робким ручейком потянулись первые паломники.
Вот уже полвека как нет с нами батюшки, а его присутствие невидимым благодатным покровом одухотворяет всю округу. По слову самого отца Серафима: "Одна капля может освятить целый океан, один молитвенник - спасти все города и веси..." Истинно, от призывающих имя его, угодник Божий никуда и не уходил. Чудным образом служит в храме Казанской иконы Божией Матери, неслышной поступью обходит Вырицу, незримо благословляет. Праведник соединяет прошлое и будущее, земное и небесное, живых и усопших. Взгляни на радугу и прославь Сотворившего ее! Прекрасна она в сиянии своем. (Сир. 43,12). На веки вечные.