Русь православная
ОБИТЕЛЬ, В КОТОРОЙ ЛЮДИ ОБРЕЛИ
ДУШУ
Е. Фатьянова
Живописны, в многочисленных изломах и
излучинах, в обрамлении раскидистых древ берега
степной реки Иргиз: с понтонного мостика
открывается чудесный вид, прекрасный пейзаж,
просящийся на картину.
На береговом валу Иргиза высятся над мостиком
полуразрушенные древние монастырские стены.
Некогда они были весьма высокими, с башенками-бойницами.
Это был монастырь-крепость, надежно защищенный
от набегов диких кочевых племен, еще 200 лет назад
рыскавших по заволжским степям.
Монастырских построек сохранилось совсем мало.
Они вовсе на поражают величественностью и
монументальностью, все здесь очень просто,
сурово и строго, как и сам степной суровый пейзаж.
И все же... что-то здесь удерживает, притягивает.
Приехали как-то сюда подзаработать кровельщики.
Узнали, как мало им могут заплатить за их труд, и
собрались уезжать в более прибыльные места.
Зашли перед отъездом в храм, перекрестились,
молча постояли... и внезапно решили остаться. "Здесь
какая-то неизъяснимая благодать..." -
удивлялись они.
А сторожилы уже готовы рассказать много
чудесного об этом святом месте. Свято-Никольский
монастырь пока еще не действующий, но зачастую
пробуждает находящихся здесь трудников в 5 часов
утра обходящий с деревянной колотушкой вокруг
обители невидимый монах. А бывало, люди слышали
службу, идущую вечером в пустом храме при
закрытых дверях.
История этого монастыря на Иргизе восходит к его
старообрядческому прошлому. Когда-то здесь, в
заволжских краях, были дремучие непроходимые
леса и казацкая вольница. Сюда же стекались с
петровских времен старообрядцы-раскольники,
бежавшие от государевой власти. Многие родовые
старообрядцы по простоте своей не поняли
никоновских исправлений и решили до смертного
конца сохранить "истинно православную веру".
По всему Иргизу раскинулось множество
раскольничьих скитов. Постепенно здесь возникло
и пять старообрядческих монастырей: 3 мужских и 2
женских. Для раскольников это иргизское "царство
иноков" стало своеобразным старообрядческим
Афоном, куда, как к святыне, стекались
старообрядцы со всей страны.
Под всей территорией монастыря протянулись
подземные ходы, выходящие далеко за стены
обители: это целый подземный городок, ныне еще не
изученный. По преданию, один из ходов проложен
под рекой и выходит где-то на другом берегу
Иргиза. Уже в наше время пытались исследовать
систему подземных ходов, но неизменно
необъяснимое чувство страха вытаскивало всех на
поверхность. Так никто и не смог углубиться в
подземелье, и ходы закрыли.
Свое название Свято-Никольский (Средне-Никольский)
монастырь получил по церкви, построенной в честь
Николая Чудотворца в 1786 году. По преданию, сама
Екатерина II прислала для Никольского храма
священническую парчевую ризу, на которой вышила
свои инициалы. Сейчас эта риза хранится в
историческом музее г.Пугачева Саратовской
области, находящегося в 3 км от обители.
Были в истории монастыря весьма печальные
страницы. Многие крестьяне Поволжского края и
старообрядцы приняли бунтаря и "разбойника"
Емельяна Пугачева, и большое число волжан и
раскольников пополнило бунтарское войско. По
преданию, Пугачев прятался от властей в Средне-Никольском
мужском монастыре, и за укрывательство злодея
насельники этой обители по высочайшему указу
приняли суровую экзекуцию от правительственных
войск.
Со временем на "старообрядческом Афоне"
стали поговаривать о воссоединении с
православными, о единоверии. Но по этому поводу и
в самой старообрядческой среде произошел раскол,
и лишь один из монастырей принял единоверие.
К концу 20-х годов прошлого столетия некогда
аскетическая жизнь в иргизских монастырях
пришла в совершенный упадок, и правительство
решило присоединить монастыри к Православию на
принципах единоверия. 28 мая 1841 года очередной
саратовский губернатор Фадеев объявил все
иргизские монастыри единоверческими.
31 августа 1843 года Средне-Никольский монастырь
указом Саратовской Духовной консистории был
передан в управление инокине Евфросинии,
переведенной сюда с несколькими монахинями из
Черниговской епархии. Таким образом, монастырь
был реорганизован в женский. Последние
насельницы его - 40 монашек во главе с игуменией
Зоей - покинули монастырь в 1929 году, когда
советская власть закрыла эту обитель. Монахини
поселились в городе Николаевске (ныне г. Пугачев)
и ходили в обитель ухаживать за помещенными
здесь детьми-сиротами, отдавая им свой скудный
паек.
В бывшем монастыре была образована коммуна МОПР,
что значит - "мобилизация помощи революции".
Рядом, в монастырских же стенах, вырос поселок с
одноименным названием (Мопр). Новые хозяева в
Никольском храме разместили клуб, а теплую
церковь во имя Покрова Богородицы разобрали на
строительство МТС. Могучие стены монастырской
каменной ограды во многих местах разрушили, а кое-где
в них прорубили окна - пристраивали здесь
свинарники. На месте Покровского храма тоже
оборудовали было свинарник, но животные в нем
постоянно проваливались под землю в
образовавшиеся пустоты, что напоминало
евангельскую притчу о стаде свиней, в которых
Господь вселил бесов, и затею со свинарником,
наконец, оставили.
Минуло время. От революционной коммуны остался в
монастырских стенах лишь поселок Мопр в
несколько домиков. Здание Никольского храма
стояло в полной разрухе - обветшавшее, опустевшее,
с разбитыми окнами, без полов. Другие
монастырские постройки были приспособлены под
жилье.
Однажды на этот тихий уголок на берегу
живописной реки обратил свой взор некий
бизнесмен, бывший начальник тюрьмы. Он возжелал в
пустующем старинном здании келейного корпуса
открыть казино. Когда он уже начал со товарищи
крыть крышу здания металлом, всполошились
верующие жители города Пугачева, всячески
препятствуя его планам. Разгневанный коммерсант
поехал с документами в Саратов, отстаивать свои
права, но по дороге разбился на смерть.
Такова история Свято-Никольского (Средне-Никольского)
монастыря, полуразрушенные стены которого
высятся над Иргизом. Кстати, понтонный мостик, с
которого открывается прекрасный речной пейзаж,
существовал исстари. На зиму монахи убирали
мостик, весной же возводили вновь.
Судьбами Божьими Свято-Никольскому монастырю,
думается, может быть уготовано место и в истории
нашей современности. Это в своем роде уникальный
монастырь. Обычно в разрушенную обитель приходит
монах, игумен с братией (или монахини с игуменией)
и постепенно начинает восстанавливать
монастырские постройки, а затем сюда проторяют
пути и поломники, ныне так жаждующие духовного
окормления. В Свято-Никольском монастыре нет
пока ни игумена и ни одного инока, но сам народ,
своими руками, взялся восстанавливать эту
обитель для неведомых еще монахов. Пожалуй, в
Православии такое происходит впервые. Настолько
наш народ истомился по духовной пище, а в
огромнейшем Саратовском крае почти что нет
действующих монастырей (единицы, еще не могущие
набрать силы).
Все в возрождении Свято-Никольского монастыря
символично, начиная с идеи его восстановления. А
начиналось все так.
Три верующие жительницы Пугачева приходили в
свободное время помолиться в полуразрушенном
Никольском храме монастыря. Часто оставались и
на ночные бдения. И Промыслом Божиим им было
указано восстановить Свято-Никольский монастырь.
Было зачинательницам возрождающейся обители 40, 60
и 80 лет.
"Так нас Господь собрал, - говорили они. - Мы
словно представляем три поколения, разрушавших
святыни. Теперь вот этим трем поколениям пора
приниматься за их восстановление".
Их начинание нашло горячий отклик и у жителей
соседнего города Балакова. На паломническом
автобусе, на поезде, группами и в одиночку люди
приезжали восстанавливать монастырь. Большей
частью - пенсионерки, малоимущие, у которых
иногда и на дорогу средств не хватало. Две недели
жили лагерем в березовой роще близ монастыря
балаковские дети из спортивного клуба, каждое
утро с вдохновением отправлявшиеся на работу в
монастырь. А работы было непочатый край. Только
мусора вывезли отсюда 140 КамАЗов! Материальных
средств ни у кого не было, и тем не менее работа
продвигалась, шла благодатная помощь Божия,
отовсюду шли пожертвования строительными
материалами и в самую последнюю минуту получали
все необходимое. Часто бывало так, что приходил
именно тот материал, о котором в данный момент
печалились, как бы его достать. В Никольском
храме при начале работ была невообразимая
разруха, перед которой опускались руки. И, тем не
менее, чудесным образом за какие-то 5-6 месяцев
храм был восстановлен ровно к 19 декабря - химнему
Дню памяти Николая Чудотворца.
К этому дню документально оформили церковный
приход, но так как здесь еще не было своего
священника и алтарь церкви не освящался, 19
декабря (1998 года) проводился лишь торжественный
молебен с акафистом Николаю Чудотворцу. Все на
этом молебне было необычным. Словно и Господь
откликнулся на глас народный. Во время молебна у
всех приехавших балаковцев, пугачевцев возникло
удивительное чувство сплоченности, было
ощущение, что все присутствующие составляют
нечто единое целое. Многим казалось, что они
находятся в своем родном доме. Благодать была
настолько сильна, что у многих из текли
благодатные слезы, плакали даже мужчины. И когда
священник опустился на колени - вместе со всем
народом, в едином порыве, опустились на колени и
"крутые" ребята в кожанках, приехавшие сюда
лишь ради любопытства и никогда прежде церковь
не посещавшие. Благодать была настолько сильна,
что на отснятой видеопленке вспыхивают частые
блики света, пленка словно бы засвечивается. Но
самым удивительным было, когда в баках, над
которыми совершался молебен, "забурлила,
закипела" вода.
Когда протоиерей Анатолий Капцов начал
окроплять освященной водой молящихся, мощная
струя святой воды ударила в лицо почти слепому
старику Ефиму Яковлевичу Огольцову - затекла под
двойные стекла очков, и он, маловерующий,
воскликнул: "Николай Угодник, дай прозреть
моим глазам!" И прозрел! Дома стал читать без
очков и без лупы, которую он раньше приставлял к
очкам.
Вот слова одной из верующих о том памятном
молебне:
"Было ощущение покровительства Николая
Чудотворца. Покровительство его над всей Россией
просто поражает. Недостойные милости, мы все же
ее получаем. Николай Чудотворец всех нас собрал в
этом монастыре, всех приласкал".
Работы по восстановлению Свято-Никольского
монастыря в данное время продолжаются. Он все еще
ждет своих монахов, истинных монахов, чтобы в
полную меру возродилась жизнь этой святой
обители, входящей некогда в сонм обителей
иргизского "царства иноков".
Однажды на этот тихий уголок на берегу
живописной реки обратил свой взор некий
бизнесмен, бывший начальник тюрьмы. Он возжелал в
пустующем старинном здании келейного корпуса
открыть казино. Когда он уже начал со товарищи
крыть крышу здания металлом, всполошились
верующие жители города Пугачева, всячески
препятствуя его планам. Разгневанный коммерсант
поехал с документами в Саратов, отстаивать свои
права, но по дороге разбился на смерть.
Для тех, кто пожелает оказать денежную помощь, сообщаем банковские реквизиты возрождаемого монастыря.
Саратовский банк СБ РФ г. Саратова,
Пугачевское отделение № 3973 СБ РФ,
счет № 40703810956340101047 (приходской счет),
БИК 046311649, ИНН 6445002405,
р/счет 30101810500000000649,
ОКОНХ 96110,
ОКПО 09301306