logo.gif (3374 bytes)

крест
Русский дом, №2. Оглавление


Русь православная

ОБИТЕЛЬ, В КОТОРОЙ ЛЮДИ ОБРЕЛИ ДУШУ
Е. Фатьянова

Живописны, в многочисленных изломах и излучинах, в обрамлении раскидистых древ берега степной реки Иргиз: с понтонного мостика открывается чудесный вид, прекрасный пейзаж, просящийся на картину.
На береговом валу Иргиза высятся над мостиком полуразрушенные древние монастырские стены. Некогда они были весьма высокими, с башенками-бойницами. Это был монастырь-крепость, надежно защищенный от набегов диких кочевых племен, еще 200 лет назад рыскавших по заволжским степям.
Монастырских построек сохранилось совсем мало. Они вовсе на поражают величественностью и монументальностью, все здесь очень просто, сурово и строго, как и сам степной суровый пейзаж. И все же... что-то здесь удерживает, притягивает.
Приехали как-то сюда подзаработать кровельщики. Узнали, как мало им могут заплатить за их труд, и собрались уезжать в более прибыльные места. Зашли перед отъездом в храм, перекрестились, молча постояли... и внезапно решили остаться. "Здесь какая-то неизъяснимая благодать..." - удивлялись они.
А сторожилы уже готовы рассказать много чудесного об этом святом месте. Свято-Никольский монастырь пока еще не действующий, но зачастую пробуждает находящихся здесь трудников в 5 часов утра обходящий с деревянной колотушкой вокруг обители невидимый монах. А бывало, люди слышали службу, идущую вечером в пустом храме при закрытых дверях.
История этого монастыря на Иргизе восходит к его старообрядческому прошлому. Когда-то здесь, в заволжских краях, были дремучие непроходимые леса и казацкая вольница. Сюда же стекались с петровских времен старообрядцы-раскольники, бежавшие от государевой власти. Многие родовые старообрядцы по простоте своей не поняли никоновских исправлений и решили до смертного конца сохранить "истинно православную веру". По всему Иргизу раскинулось множество раскольничьих скитов. Постепенно здесь возникло и пять старообрядческих монастырей: 3 мужских и 2 женских. Для раскольников это иргизское "царство иноков" стало своеобразным старообрядческим Афоном, куда, как к святыне, стекались старообрядцы со всей страны.
Под всей территорией монастыря протянулись подземные ходы, выходящие далеко за стены обители: это целый подземный городок, ныне еще не изученный. По преданию, один из ходов проложен под рекой и выходит где-то на другом берегу Иргиза. Уже в наше время пытались исследовать систему подземных ходов, но неизменно необъяснимое чувство страха вытаскивало всех на поверхность. Так никто и не смог углубиться в подземелье, и ходы закрыли.
Свое название Свято-Никольский (Средне-Никольский) монастырь получил по церкви, построенной в честь Николая Чудотворца в 1786 году. По преданию, сама Екатерина II прислала для Никольского храма священническую парчевую ризу, на которой вышила свои инициалы. Сейчас эта риза хранится в историческом музее г.Пугачева Саратовской области, находящегося в 3 км от обители.
Были в истории монастыря весьма печальные страницы. Многие крестьяне Поволжского края и старообрядцы приняли бунтаря и "разбойника" Емельяна Пугачева, и большое число волжан и раскольников пополнило бунтарское войско. По преданию, Пугачев прятался от властей в Средне-Никольском мужском монастыре, и за укрывательство злодея насельники этой обители по высочайшему указу приняли суровую экзекуцию от правительственных войск.
Со временем на "старообрядческом Афоне" стали поговаривать о воссоединении с православными, о единоверии. Но по этому поводу и в самой старообрядческой среде произошел раскол, и лишь один из монастырей принял единоверие.
К концу 20-х годов прошлого столетия некогда аскетическая жизнь в иргизских монастырях пришла в совершенный упадок, и правительство решило присоединить монастыри к Православию на принципах единоверия. 28 мая 1841 года очередной саратовский губернатор Фадеев объявил все иргизские монастыри единоверческими.
31 августа 1843 года Средне-Никольский монастырь указом Саратовской Духовной консистории был передан в управление инокине Евфросинии, переведенной сюда с несколькими монахинями из Черниговской епархии. Таким образом, монастырь был реорганизован в женский. Последние насельницы его - 40 монашек во главе с игуменией Зоей - покинули монастырь в 1929 году, когда советская власть закрыла эту обитель. Монахини поселились в городе Николаевске (ныне г. Пугачев) и ходили в обитель ухаживать за помещенными здесь детьми-сиротами, отдавая им свой скудный паек.
В бывшем монастыре была образована коммуна МОПР, что значит - "мобилизация помощи революции". Рядом, в монастырских же стенах, вырос поселок с одноименным названием (Мопр). Новые хозяева в Никольском храме разместили клуб, а теплую церковь во имя Покрова Богородицы разобрали на строительство МТС. Могучие стены монастырской каменной ограды во многих местах разрушили, а кое-где в них прорубили окна - пристраивали здесь свинарники. На месте Покровского храма тоже оборудовали было свинарник, но животные в нем постоянно проваливались под землю в образовавшиеся пустоты, что напоминало евангельскую притчу о стаде свиней, в которых Господь вселил бесов, и затею со свинарником, наконец, оставили.
Минуло время. От революционной коммуны остался в монастырских стенах лишь поселок Мопр в несколько домиков. Здание Никольского храма стояло в полной разрухе - обветшавшее, опустевшее, с разбитыми окнами, без полов. Другие монастырские постройки были приспособлены под жилье.
Однажды на этот тихий уголок на берегу живописной реки обратил свой взор некий бизнесмен, бывший начальник тюрьмы. Он возжелал в пустующем старинном здании келейного корпуса открыть казино. Когда он уже начал со товарищи крыть крышу здания металлом, всполошились верующие жители города Пугачева, всячески препятствуя его планам. Разгневанный коммерсант поехал с документами в Саратов, отстаивать свои права, но по дороге разбился на смерть.
Такова история Свято-Никольского (Средне-Никольского) монастыря, полуразрушенные стены которого высятся над Иргизом. Кстати, понтонный мостик, с которого открывается прекрасный речной пейзаж, существовал исстари. На зиму монахи убирали мостик, весной же возводили вновь.
Судьбами Божьими Свято-Никольскому монастырю, думается, может быть уготовано место и в истории нашей современности. Это в своем роде уникальный монастырь. Обычно в разрушенную обитель приходит монах, игумен с братией (или монахини с игуменией) и постепенно начинает восстанавливать монастырские постройки, а затем сюда проторяют пути и поломники, ныне так жаждующие духовного окормления. В Свято-Никольском монастыре нет пока ни игумена и ни одного инока, но сам народ, своими руками, взялся восстанавливать эту обитель для неведомых еще монахов. Пожалуй, в Православии такое происходит впервые. Настолько наш народ истомился по духовной пище, а в огромнейшем Саратовском крае почти что нет действующих монастырей (единицы, еще не могущие набрать силы).
Все в возрождении Свято-Никольского монастыря символично, начиная с идеи его восстановления. А начиналось все так.
Три верующие жительницы Пугачева приходили в свободное время помолиться в полуразрушенном Никольском храме монастыря. Часто оставались и на ночные бдения. И Промыслом Божиим им было указано восстановить Свято-Никольский монастырь. Было зачинательницам возрождающейся обители 40, 60 и 80 лет.
"Так нас Господь собрал, - говорили они. - Мы словно представляем три поколения, разрушавших святыни. Теперь вот этим трем поколениям пора приниматься за их восстановление".
Их начинание нашло горячий отклик и у жителей соседнего города Балакова. На паломническом автобусе, на поезде, группами и в одиночку люди приезжали восстанавливать монастырь. Большей частью - пенсионерки, малоимущие, у которых иногда и на дорогу средств не хватало. Две недели жили лагерем в березовой роще близ монастыря балаковские дети из спортивного клуба, каждое утро с вдохновением отправлявшиеся на работу в монастырь. А работы было непочатый край. Только мусора вывезли отсюда 140 КамАЗов! Материальных средств ни у кого не было, и тем не менее работа продвигалась, шла благодатная помощь Божия, отовсюду шли пожертвования строительными материалами и в самую последнюю минуту получали все необходимое. Часто бывало так, что приходил именно тот материал, о котором в данный момент печалились, как бы его достать. В Никольском храме при начале работ была невообразимая разруха, перед которой опускались руки. И, тем не менее, чудесным образом за какие-то 5-6 месяцев храм был восстановлен ровно к 19 декабря - химнему Дню памяти Николая Чудотворца.
К этому дню документально оформили церковный приход, но так как здесь еще не было своего священника и алтарь церкви не освящался, 19 декабря (1998 года) проводился лишь торжественный молебен с акафистом Николаю Чудотворцу. Все на этом молебне было необычным. Словно и Господь откликнулся на глас народный. Во время молебна у всех приехавших балаковцев, пугачевцев возникло удивительное чувство сплоченности, было ощущение, что все присутствующие составляют нечто единое целое. Многим казалось, что они находятся в своем родном доме. Благодать была настолько сильна, что у многих из текли благодатные слезы, плакали даже мужчины. И когда священник опустился на колени - вместе со всем народом, в едином порыве, опустились на колени и "крутые" ребята в кожанках, приехавшие сюда лишь ради любопытства и никогда прежде церковь не посещавшие. Благодать была настолько сильна, что на отснятой видеопленке вспыхивают частые блики света, пленка словно бы засвечивается. Но самым удивительным было, когда в баках, над которыми совершался молебен, "забурлила, закипела" вода.
Когда протоиерей Анатолий Капцов начал окроплять освященной водой молящихся, мощная струя святой воды ударила в лицо почти слепому старику Ефиму Яковлевичу Огольцову - затекла под двойные стекла очков, и он, маловерующий, воскликнул: "Николай Угодник, дай прозреть моим глазам!" И прозрел! Дома стал читать без очков и без лупы, которую он раньше приставлял к очкам.
Вот слова одной из верующих о том памятном молебне:
"Было ощущение покровительства Николая Чудотворца. Покровительство его над всей Россией просто поражает. Недостойные милости, мы все же ее получаем. Николай Чудотворец всех нас собрал в этом монастыре, всех приласкал".
Работы по восстановлению Свято-Никольского монастыря в данное время продолжаются. Он все еще ждет своих монахов, истинных монахов, чтобы в полную меру возродилась жизнь этой святой обители, входящей некогда в сонм обителей иргизского "царства иноков".

Однажды на этот тихий уголок на берегу живописной реки обратил свой взор некий бизнесмен, бывший начальник тюрьмы. Он возжелал в пустующем старинном здании келейного корпуса открыть казино. Когда он уже начал со товарищи крыть крышу здания металлом, всполошились верующие жители города Пугачева, всячески препятствуя его планам. Разгневанный коммерсант поехал с документами в Саратов, отстаивать свои права, но по дороге разбился на смерть.

Для тех, кто пожелает оказать денежную помощь, сообщаем банковские реквизиты возрождаемого монастыря.

Саратовский банк СБ РФ г. Саратова, Пугачевское отделение № 3973 СБ РФ,
счет № 40703810956340101047 (приходской счет),
БИК 046311649, ИНН 6445002405,
р/счет 30101810500000000649,
ОКОНХ 96110,
ОКПО 09301306