Живая вода
НАСТУПИТЬ НА АСПИДА
Ю. Ю. Воробьевский
Неожиданный Афон Самолет частной чубайсовской авиакомпании "Трансаэро" поднимается в воздух. На Святую Гору летим верхом на Чубайсе. Что ж, православные люди летали в Иерусалим и на черте. |
Знакомство с Деметрой
Один из подвигов святого Афанасия Афонского зрим и сегодня. Возведение Лавры, главного из святогорских монастырей, он начал на капище бесовском... Метрах в двухстах от стен обители, чуть выше в гору, из зеленой травы и кустарников выступают многочисленные глыбы светло-серого мрамора. На вершине небольшой скалы - идеально ровное круглое отверстие. Здесь стоял идол. А вот и одно, видимо, очень архаическое изображение тех сил, которым поклонялись в древней Аполлониаде. Коряво выбитая женская фигура. Очертания ее угадываются с трудом, зато глаза - продолговатые, без зрачков - вырезаны в камне рельефно. Страшный взгляд ниоткуда в никуда! В ее левой руке - пучок колосьев. Деметра, древнейшая богиня плодородия... Обитали здесь люди грубые, и бесу, являвшемуся им в виде богини, ни к чему была красота и пышные одеяния, по которым нам известна Деметра "классическая". От нее ждали отнюдь не эстетического чувства. Здесь был практический интерес. Рядом растут, увешанные плодами, деревца граната. Знаменательное соседство! Оно связано с мифом о дочери Деметры Персефоне, похищенной Аидом в подземное царство. Когда природа в ее отсутствие начала увядать, и Зевс повелел вернуть богиню, Аид дал ей зернышко граната - залог ее периодического возвращения в царство мрака. Считалось, что гранат - символ плодовитости, но владелец его - бог смерти. Во что выливались такие представления, видно здесь же. Вот оно, самое страшное место капища! Грубые камни образуют некое подобие маленького амфитеатра. Сидевшие на них жрецы наблюдали за жутким действом спокойно. Человека с завязанными сзади руками подводили к одной из мраморных плит. Коленями ставили на ступеньку. Ничком клали на камень. В нем до сих пор хорошо видны вырезанные контуры человеческого тела: плечи, шея... Головы нет. Шея заканчивается глубокой ложбиной. Стоком для крови. Человеческая жертва ради плодородия! Такова кульминация античного язычества, романтизированного еще во времена Возрождения. "Страсти" Деметры по своей дочери были главным элементом Элевинских мистерий. Они воспроизводили схождение в царство Аида. Во ад! Впоследствии эти таинства станут одним из прототипов масонских ритуалов. Здесь же растет кипарис, которому более тысячи лет. Ветви его не подняты, как обычно, кверху, а опущены. По преданию, когда святой Афанасий пришел на это место, на каждой ветке сидело по бесу. Сначала рядом с деревом подвижник выстроил келью. (Поразительно, но она стоит и сейчас. В ней даже живет лаврский монах). Потом началось возведение обители. Но вот искушение! Все, построенное братией за день, по ночам разрушалось демонами. Тогда святому явилась Сама Матерь Божия и сказала: в течении дня монахи должны выстроить храм, чтобы до ночи отслужить в нем литургию. Так и сделали. Нападения бесов после этого прекратились. А в монастыре до сих пор стоят колонны, взятые с капищ. Над входом же в трапезную висит огромное каменное ухо. Может быть, часть того самого идола Аполлона, что стоял на вершине Святой Горы и рассыпался, когда стопочка Матери Божией ступила на эту землю? Все козни бесовские с Божией помощью рассыпаются перед праведником в прах. Как бесы Афон атакуют. В одним из монастырей сопровождающий нас монах останавливается в центре соборного храма. Отворачивает лежащий на полу ковер... И мы замираем в изумлении. На белом мраморе - огромная черная шестиконечная звезда! "Щит Давида!" Во времена ветхого человечества шесть концов звезды символизировали созданный за шесть дней тварный мiр, ожидающий Христа. Понятие "щит" означает веру в спасение... Но когда Спаситель уже явился, такой знак утратил смысл. За него цепляются лишь те, кто не признал Господа Мессией. Это иудейство и его производное - масонство. "Такая же звезда была и на этом медном светильнике, - говорит монах. - И еще здесь стояло имя "Бафомет". Такие следы оставили мирские архитекторы и художники, приглашавшиеся в прошлом веке для восстановления афонских обителей". В другом монастыре мы увидели на настенной росписи обведенные кругом перевернутые (!) пентаграммы. Выходим во двор - и опять: шестиконечная звезда на мозаичном полу. Как это понять? В ответ афонский насельник молча подводит нас к фреске... От восседающего на престоле Праведного Судии влево вниз идет огненная река, из которой видны лишь барахтающиеся руки и ноги. Головы царей, монахов, простых мiрян. Река уходит в пасть дракона. Рядом звери-страсти доедают грешников. Да, побежденные святым Афанасием бесы, владевшие древней Аполлониадой, нападали на эту твердыню православия многократно. В облике пиратов и агарян; соблазнявших унией латинян; масонствующих архитекторов... В наши дни на Афон зачастили спонсоры из Европейского экономического сообщества. На их деньги уже строятся многочисленные кельи, напоминающие скорее фешенебельные отели. Расчет таков: захлестнуть афонскую святость пестрой толпой международного туризма. Превратить эту благословенную землю в монашескую резервацию. "На все воля Божия, - говорил нам насельник монастыря святого Павла иеромонах Андрей. - Да, деньги эти, возможно, и даются с некими тайными намерениями. Однако Матерь Божия может так управить, что придутся они Афону очень кстати, во славу Божию. Многие монастырские строения ведь действительно находятся на грани разрухи. В Октоихе Господь называется Всехитрецом: он иногда попускает диаволу творить свои дела, но получается все не так, как тот думает".
Добро побежденного зла
Во дворе Лавры почти всегда стоит жбан с водой.
Непростая эта водичка! Настоенная на языке
аспида. Столь необычную реликвию подарил святому
Афанасию византийский император Никифор Фока.
Что это за ядовитое существо? В Псалтири сказано,
что призвав имя Божие, можно безбоязненно
наступить на аспида и василиска...
Согласно лаврскому преданию, в древние времена
аспида ловили с помощью музыкальных
инструментов. Флейтисты окружали его, и он, как
завороженный, слушал льющуюся с разных сторон
музыку. Потом ее неожиданно прекращали.
Привыкший к мелодии аспид, пытаясь прочистить
ухо кончиком ядовитого хвоста, сворачивался в
кольцо и убивал себя сам...
Похоже на сказку. Однако в Лавре хранится
металлическая голова ящера, в пасть которого
вставлен окаменевший, длиной в несколько
сантиметров, язык. Периодически его опускают в
воду, и она начинает бурлить. Потом очередной
жбан выносят во двор. Говорят, вода помогает от
укусов смертельно ядовитых змей и от различных
болезней. Немного посмеиваясь, набрали по
бутылочке и мы... Велико же было наше удивление,
когда уже в Москве оказалось: вода действительно
целебна, прекращает даже хронические
воспалительные процессы. Грань между преданием и
реальностью в очередной раз оказалась очень
зыбкой. Точнее, ее не оказалось вообще. Каков
символ: воплощенная в чешуйчатое тело
дьявольская сила образует кольцо! Это напоминает
мифического змея Уробороса, который кусает свой
хвост, овивая землю. Такой знак власти над миром
на самом деле является фактом апокалиптического
самоуничтожения зла и греха. Память о признаках
последних времен, знаменуемых атаками на Афон,
полезна. Это страх Божий. Недаром в случае с
аспидом побежденное зло используется во благо.
Афонский старец Паисий писал: "...Бог попускает
демонам помогать нам самой своей злобой,
поскольку так мы и сдаем экзамены". Слава Богу,
на Афоне мы видели монахов, не боящихся наступить
на аспида. Победивших искушения лежащего во зле
мира. Но это - отдельный рассказ...