Выборы
ПРАВО НА НЕЗАВИСИМУЮ
СОЦИОЛОГИЧЕСКУЮ ЭКСПЕРТИЗУ
Е. Г. Андрющенко,профессор
О чем говорит успех в далеких малочисленных
северо-восточных округах гг. абрамовичей,
черномырдиных, на Кавказе "горцев"
березовских и т.п.? На какие размышления наводят
ошеломляющие успехи наспех сформированных
команд, именуемых "партией(?) власти"?
Характер, направленность формирования "партии"
при нынешнем избирательном законе вполне
иллюстрирует, к примеру, водочно-формацевтическая
так называемая "русская социалистическая
партия", которая в бюллетене была представлена
тройкой семьи Брынцаловых. Во многих других "партиях"
подобная семейственность лишь едва
закамуфлирована. Об отражении ими интересов
больших общественных групп населения, общества
речи не идет и идти не может. Все, однако, хотят
говорить от имени народа. Тем более пытается это
имитировать власть кремлевского окружения
президента.
Тем не менее прошедшее десятилетие выборов, все
большей и реальной конкурентности,
соревновательности в ходе голосования не могло
не создать условий, не инициировать попыток
прорваться голосу народа. В федеральный закон
"О выборах депутатов Государственной Думы
Федерального собрания Российской Федерации"
были включены правовые нормы (ст. 54), призванные
оптимизировать информационную обстановку в
сфере социологического обеспечения
избирательного процесса. Первая часть, принятая
в законе, отделила социологов-профессионалов от
всякого рода гадателей. Вторая часть - поставила
под контроль профессионалов, но демократично - не
запретом, а гласностью. При публичном сравнении
многих замеров данных общественного мнения в
едином Информационном банке возникла
возможность добиться объективной картины не
только в конце выборов, но что много важней - и по
ходу избирательного процесса, отчасти даже в
одномандатных избирательных округах. Принятые
нормы закона сделали доброе дело: убрали из
печати и эфира разного рода гадателей,
экстрасенсов, прорицателей. Когда удалось
добиться альтернативности рейтингов на
телеэкране, уменьшилась возможность
манипулирования ими. Тем не менее кое-что и не
удалось из-за того, что "яблочниками" была
выбита из закона норма о создании независимой
Комиссии социологической экспертизы. Именно на
Комиссии должна была лежать обязанность, как
пишется во французском аналогичном законе, "удостовериться
в том, что лица или органы, проводящие опросы,
результаты которых предназначены для публикации
и распространения, не проводят координированных
действий, не вступают в соглашение, молчаливо
либо умышленно не объединяются в какой-либо
сговор, имеющий целью или могущий иметь своим
следствием помешать или ограничить такую же
деятельность других лиц или органов". В итоге
случилось то, что и должно было случиться:
селекционером, цензором, интерпретаром
имеющихся данных общественного мнения стали
деньги хозяев СМИ, а не экспертиза
профессионалов. В итоге, когда популярность
некоторых объединений была, по мнению спонсоров,
недостаточной, часть прессы начинала дружно "мочить"
социологов, затем, при снижении рейтинга другого
избирательного объединения, целый телеканал (НТВ)
"из-за недоверия к рейтингам" с помпой
отказался их демонстрировать. Но парадокс! Он же
заказал исследования в день голосования и
ссылался на него в эфире. Ругать социологов стало
своего рода идеологией для ряда политиков и
журналистов, часто весьма вольно, невежественно
и в нарушение Закона толковавших данные
рейтингов, путая их с социологией как наукой
вообще. Вспомним заголовки. В "Коммерсанте"
в материале И. Нагорных: "Рейтинг - опиум для
народа. ( Социологи признали свою вредность)". В
еженедельнике "Век": "Велик спрос на
лукавый прогноз. (Анкета в руках иллюзионистов)".
В "независимой газете": "Как жену чужую,
обнимал свой рейтинг". Бывший министр И.
Хакамада утверждала: "Я считала, что неучастие,
а тем более проплачивание своего имени в
рейтинге не так важно, как сама деятельность
кандидата. А в результате не упоминалась вообще
нигде и мой блок не прошел в Думу. Эти рейтинги -
часть предвыборной технологии. Причем
нелегальная. Их начинают составлять еще до
начала предвыборной компании, и попасть в них
нелегко: если вы не заплатили за участие, ничего
вам не светит, о вас просто не вспомнят во время
опросов. А стоит заказ не дешево. Есть люди (точнее
финансовые структуры, стоящие за ними), платящие
за составление "документа", в котором они
будут занимать самое высокое место". В этот раз
И. Хакамада прошла в Думу. Хотелось бы знать,
воспользовалась ли она своим собственным
рецептом?
В выступлениях представителей избирательных
блоков можно было наблюдать, как стараясь
убедить избирателей в способности преодолеть
пятипроцентный барьер, они выступая на
телевидении, оперировали данными анонимных
исследований (В. Рыжков в передаче "Итоги"
Киселева 14.11.1999 года). Теперь, когда НДР набрало
столь мало голосов поддержки, хотелось бы узнать
от В. Рыжкова имена столь непрофессиональных или
лукавых социологов - если они были. Аналогичные
нарушения имели место и в газетах. Неточное
соблюдение Закона, неподготовленность именно
журналистов к такого рода работе приводила к
публикации псевдоаналитических рассуждений. К
примеру, в "Московском комсомольце" за 9.11.1999
г. были представлены сравнительные данные
опросов Фонда "Общественное мнение", ВЦИОМА
и АРПИ и при этом делалось заключение, что данные
рейтингов "сильно различаются". Однако при
этом, в нарушении Закона, в газете не были указаны
время и метод проведения опросов, величина
статистической погрешности. А мало-мальски
разумному человеку понятно, что такие действий,
как уход представителей "Яблока" с
заседания Думы во время выступления президента
Белоруссии Лукашенко, или обещания В. Путина "мочить
бандитов даже в сортире" резко меняют
отношение граждан к политике и его партии,
изменяя и общую картину. Когда список партий и
объединений в избирательном бюллетени только
обозначился, указание даты проведения опроса
имеет принципиальное значение. И потому не
случайно данное требование было внесено в закон.
Аналогичного рода нарушения имели место в газете
"Аргументы и факты", в статье Правые взяли
барьер", где данные Научно-исследовательского
центра при Институте молодежи не отражали точной
формулировки вопроса, времени и метода
проведения опроса, вероятной ошибки. Ничего не
стоило "Советской России" в публикации "Предвыборная
гонка" за 11 ноября 1999 года внести еще пару
строк о числе опрошенных и вероятной ошибке, но
журналисты этого не сделали. Перечень подобных
нарушений как на федеральном, так и на
региональном уровне можно было бы продолжить.
Опыт показывает, что наиболее грамотно по данной
проблеме выступают сами специалисты по
проблемам изучения общественного мнения. Однако
те, кто постоянно оказывался в поле внимания СМИ,
особенно телевидения, был ограничен
руководителями двух центров: Ю. Левады (ВЦИОМ) и А.
Ослона (Фонд "Общественное мнение"). Оба они
при этом оказались в финансовой зависимости от
участников предвыборной гонки со стороны "партии
власти". Тогда как помимо Фонда "Общественное
мнение", точный прогноз на прошлых федеральных
выборах дали и многие другие центры. В
большинстве своем они выполняли заказы от
западных фирм при моратории на право публикации
до дня голосования. Это были ученые наиболее
уважаемых научных учреждений - МГУ им. Ломоносова
и Российской Академии наук.
Что показало голосование 19 декабря 1999 года?
Подавляющее большинство социологических
центров точно назвали именно те партии и
избирательные объединения, которые имели
реальный шанс пройти в Думу. Все шесть. Даже их
очередность по популярности. Назвали и группы
риска. Именно благодаря социологам огромной
массе избирателей удалось правильно
сориентироваться, не броситься, не бросить
бюллетени мимо урны. Надо понимать, что вообще у
рейтингов много функций. К примеру, в игре на
тотализаторе, где ставка - правильно угаданный
рейтинг. На политику или партию ставят, как на
лошадь на ипподроме. Неточность прогноза для
игроков обходятся недешево. Есть причина
сердиться не на себя, а на социологов из-за
непонимания разницы между рейтингом, который
дают социологи, и прогнозом. Игру в Нострадамуса,
как известно, объявила газета "Московский
комсомолец". На прошлых выборов на выигранных
"Жигулях" уехал бухгалтер одного из
социологических центров. А где гарантия, что
среди писем "Комсомольца" не лежали "прогнозы"
еще и вахтера, и слесаря и всех остальных
подставных фигур того же центра? Для того и
должны участвовать в такой работе профессионалы,
а не дилетанты.
А на телеэкранах в преддверии выборов и даже на
табло в Останкино в ночь с 19 на 20 декабря из-за
неучастия социологов в этой работе были даны
именно рейтинги, а не прогнозы. Тогда как на
прошлых выборах в Думу и выборах президента не
только рейтинги, но и прогнозы собирали и
представляли профессионалы. И тогда шесть
социологических центров по общему признанию "попали
в точку". Для самих социологов точное
попадание - экзамен на квалификацию. Гарантия
последующих коммерческих заказов, маркетинговых
исследований. Тем не менее и в этот раз
публикацией рейтингов (не прогнозов!) в
преддверии выборов социологи выполнили свою
главную задачу перед обществом. Они дали
ориентировку, за кого имеет смысл существовать, а
поддержка каких избирательных объединений (пусть
очень хороших) голосовать. Из-за непонимания
этого, невнимания к предупреждению социологов
"мимо урны" упали миллионы бюллетеней за
избирательные объединения, не прошедшие
пятипроцентный барьер. Для того, чтобы
предстоящие вскоре выборы президента России
прошли чище и честнее, необходимо при
Федеральном собрании в обязательном порядке
иметь Комиссию независимой социологической
экспертизы.