№12
2000

Беспамятство

КОЩУНСТВО В СОСНОВКЕ
С. В. Колосов

История этого села с очень распространенным в России названием Сосновка уходит своими корнями в далекий XVI век. Когда-то здесь жили монахи-схимники, и село образовалось вокруг монастыря. Сосновка - Покровская Пустынь была упомянута в летописи в 1595-1597 годах. Некогда это был крупный православный центр ростиславских земель. Сам Ростиславль прекратил свое в XVII веке, сейчас это лишь густо поросшее борщевиком двухметровой высоты городище, окруженное земляным валом, да остатки более позднего (XIX-XX вв.) поселения неподалеку: развалины взорванного уже в 30-х годах храма и полностью раскопанное местными "черными археологами" кладбище.
Места для будущих монастырей на Руси выбирались не случайно. Сосновка и окрестности почему-то как магнит притягивают людей, и дело здесь, видимо, не только в красоте этих мест. Эти места облюбовали московские дачники: постоянных жителей в селе 200 человек, а в летний период здесь может проживать в 10 раз больше. Самых дорогих и современных, но абсолютно беспомощных на местных колдобинах иномарок здесь летом больше, чем тракторов колхозе.
Все это пока находится в собственности государства и считается охранной зоной. Предыдущий глава администрации Озерского района был готов подписать документ о передаче храма Церкви, но не успел - выбрали другого. Тем не менее храм активно восстанавливается усилиями сосновской православной общины, которую здесь органы местного самоуправления, мягко говоря, недолюбливают. Организацией всех работ по восстановлению занимается Федор Петрович Шайдров, постоянный житель Сосновки. Но на его долю по совместительству выпало другое, менее благодарное занятие, - вести "войну" с местной администрацией.
Владимир Алексеевич Захаров, в недавнем прошлом председатель сельсовета, продавший в Сосновке все, что можно, хотел продать и церковную землю "новым русским". В настоящее время он снят и на него заведено уголовное дело. Он был первым, с кем пришлось бороться Шайдрову.
К следующему председателю сельсовета, Кирилловой, Федор Петрович обращался с просьбой предоставить воскресной школе хотя бы один пустующий кабинет в здании, занимаемом сельсоветом. Он получил отказ, аргументированный тем, что в селе было проведено собрание (на котором почему-то присутствовало только 50 человек - 25 процентов жителей) и оно решило, что православная община в Сосновке не нужна и "люди относятся к ней плохо". Тогда Федор составил опросные листы, основными вопросами которых были: "Нужна ли в Сосновке православная община?" и "Стоит ли передать церкви здание сельсовета?", и зашел в каждый сосновский дом. Положительных ответов получилось в пять раз больше, чем отрицательных. За этот "незаконный соцопрос" председатель сельсовета пообещала его "посадить".
Теперешний председатель сельсовета, Лидия Анатольевна Городцова, пошла дальше. Есть в Сосновке люди, которые летом вскрывают могилы, а зимой воруют иконы. Ростиславль ими перекопан вдоль и поперек. Приезжают на экскаваторах в надежде найти золото (которого, кстати, там не может быть по определению), но находят только кости (возможно, кости своих предков). Вред, который они наносят археологам, не измеряется никакими деньгами. Их имена известны, но местным органам внутренних дел, нет до этого никакого дела. Но кто бы мог подумать, что заниматься подобным станет и председатель сельсовета! Рядом со зданием администрации она решила вырыть выгребную яму. Чтобы производить раскоп на территории историко-архитектурного памятника, как минимум, нужно было согласовать это с отделом культуры администрации Московской области. Этого сделано не было.
Первый ковш экскаватора вывернул из земли человеческие кости, но Лидию Анатольевну это не остановило, раскоп был продолжен. В итоге были подняты останки 11 человек. Вскрытие могил производилось 9 июля нынешнего года, в воскресенье. Шайдров узнал об этом случайно, в самый последний момент, от экскаваторщика. Не имея возможности остановить раскоп, он обратился по телефону к отцу благочинному, который порекомендовал ему присутствовать при раскопе и изъять все останки для перезахоронения. После Федор Петрович обратился к главе администрации Озерского района, в милицию - все безрезультатно.
По предположению археологической экспедиции, стоящей этим летом на Ростиславском кладбище, поднятые останки - братская могила монахов-схимников, проживавших на этом месте в XVII в. Этим же временем они датировали и изразцы, вырытые экскаватором. Перезахоронение было произведено 13 июля рядом с Покровским храмом.
Православную общину стремятся выжить из Сосновки всеми возможными и невозможными способами. На ее членов за последнее время было совершено три вооруженных нападения. И если первые два - на казначея и бывшего старосту - раскрыть, по мнению представителей органов внутренних дел, не представляется возможным, то с последним - на самого Федора - дело обстоит по-другому: известны имена и есть доказательства. Однако со стороны вышеупомянутых органов никакой реакции нет. Однажды он обратился в медпункт, расположенный, кстати, в том же здании сельсовета, - заболел его 18-дневный сын. Врач (дававшая клятву Гиппократа!) открытым текстом заявила: "Я очень рада" (!) - и выписала рецепт на какое-то лекарство. Этим лекарством оказался фенобарбетал. В одной из коломенских аптек, в которую его жена обратилась с этим рецептом, ей ответили: "Вы что, с ума сошли! Это шизофреникам, и то не всем, выписывают!". Чуть позже Федор наткнулся на статью под названием "Гадина" в "Комсомолке", повествующую о том, как одна "мать", чтобы получать пенсию, травила собственного ребенка этим препаратом и в итоге сделала его инвалидом.
Людям до происходящего нет никакого дела, но что зависит от людей? Один бывший одноклассник Шайдрова, вечно недовольный тем, что тот собирает средства на восстановление храма, однажды в пьяном виде полез в ним в драку. Конфликт удалось уладить мирным путем, а спустя некоторое время этот человек напился и замерз. Таких "случайностей" в Сосновке много. Там все на виду. За один месяц, прошедший с момента надругательства над могилами, Лидия Анатольевна Городцова схоронила двоих родственников - оба умерли в один день. Можно, конечно, подумать, что у кого-то слишком богатое воображение, но аналогии напрашиваются сами... Не пора ли покаяться, Лидия Анатольевна?