РУССКИЙ БАЛЕТ - ЛУЧШИЙ!
А. М.Портнов, профессор
Иногда канал "Культура"
"раскошеливается" и показывает наборы
танцевальных отрывков известнейших балетных
групп Англии, США и России. Собранные воедино, эти
отрывки отражают уровень хореографического
искусства разных стран и дают возможность
сравнить их особенности. И вот оказывается, что
зрителю, знакомому с русским балетом, смотреть
постановки знаменитых английских или
американских балетмейстеров - невыносимо скучно!
Выбранные составителями "лучшие отрывки"
лишь показывают, какую тоску наводят такие вроде
бы известные постановщики, как К. Мак-Миллан или
Ф. Эштон. Для их "творчества" характерна
мертвящая неподвижность танцоров, надуманность
их поз, неэстетичность и несогласованность
движений партнеров... Убогость хореографии
постановщики пытаются компенсировать слащавой
фальшивой пантомимой и даже чем-то вроде
"разговора глухонемых" - за счет движений
пальцев... Конечно, эти "творческие находки"
видны лишь на особо крупных планах экрана ТВ и к
балету не имеют ни малейшего отношения.
Да и техника "знаменитых" зарубежных
танцоров оставляет желать лучшего, можно
подумать, что ноги у них недоразвиты: прыжок у
мужчин - низкий и слабый, у женщин ноги словно бы
связаны веревкой... Поэтому и приходится мужчинам
заменять прыжок типично женским вращением на
месте. Глядя на иностранных танцоров, поневоле
вспоминаешь слова А.С. Пушкина:
Увидел я, что с ними грех и знаться -
В них жизни нет, все куклы восковые;
А наши!..
Действительно, раньше, глядя на наш советский -
русский - балет, казалось, что так, собственно, и
должно быть! И только в сравнении с зарубежными
постановками становится понятно, как бережно
относились руководители русского балета к
наследию великого Петипа, каким гениальным
постановщиком являлся Юрий Григорович, какую
высочайшую технику преподавали в балетных
школах наши советские учителя, как они, угадывая
талантливейших детей, не делали различия между
русскими, татарами, латышами, грузинами, казахами
- и выводили их на уровень величайших танцоров
мира!
Когда после малоподвижных и тяжеловесных
"гипсовых фигур", созданных "фантазией"
англичанина Ф. Эштона, на экране возникает
феноменальная русская танцовщица Юлия Махалина
в паре с блестящим Юрием Тельцом - ясно видно, что
сцена Театра оперы и балета им. Кирова для них
просто мала, они, как боги, несутся в эфире и парят
над землей! Ну просто глаз от них оторвать
невозможно!.. Когда приторно-слащавая Джульетта
из английского "Королевского балета",
выполняя "творческие замыслы" К.
Мак-Миллана, как бы забывает, что слово
"балет" происходит от слова
"танцевать", и неподвижно жмется со своим
партнером посреди сцены (хотя лучше бы это делать
в темном углу), поневоле вспоминается
неповторимая "летящая" Джульетта - Галина
Уланова!
Когда видишь в отрывке из балета "Спартак",
поставленного Ю. Григоровичем, чарующую пластику
Натальи Бессмертновой и могучий прыжок Ирэка
Мухаммедова, можно лишь пожалеть о том, что в
наборе шедевров мирового балета составители из
телеканала "Культура" как бы "забывают"
о великолепнейшем отрывке из "Спартака", где
полководца Красса танцует великий Мариус Лиепа...
Русский балет - это ярчайшая демонстрация лучших
качеств человеческого рода: неотразимого
обаяния очаровательных женщин и могучего
всепобеждающего натиска настоящих мужчин!..
А вот Запад норовит насаждать повсеместно, в том
числе и в балете, вкусы людей больных,
неполноценных и просто сексуальных извращенцев.
Поэтому омерзительно глядеть, когда в исполнении
английского "Королевского балета"
демонстрируется "Лебединое озеро", где двух
лебедей даже не танцуют, а в нарочитом "голубом
свете" омерзительно "изображают" два
толстозадых коротконогих мужика, которые
поочередно висят друг на друге и потеют от
натуги... Надо полагать, что активная пропаганда
педерастии и прочих "духовных богатств"
входит в набор задач, поставленных перед ТВ
России новыми хозяевами эфира, и определяет их
"выбор" для показа на экране. Недаром так
часто мелькает на экране порочная физиономия
молодящегося старика с томным взором и в женских
платьях - Б. Моисеева. Недаром ТВ так часто
показывает в качестве "альтернативы"
русскому балету так называемый "современный
балет" - лишенные эстетики нелепые прыжки и
кувыркания по полу статистов в обтягивающих
трико под щелчки метронома, похожие на удары
хлыста, подстегивающего в цирке лошадей...
Не подумайте, что я настроен лишь хулить западное
искусство. Отнюдь нет. Блестящее впечатление,
например, производит часто повторяемый отрывок
из "Дон-Кихота" в исполнении
"Американского балета". Постановщик и
главный исполнитель - Михаил Барышников,
воспитанник школы московского Большого театра...
Понятен оглушительный восторженный вопль
американской публики: действительно, балет
смотрится прекрасно, но не мешало бы напомнить
американскому, да и русскому, зрителю, что
хореография скопирована М. Барышниковым вплоть
до мельчайших деталей с советских постановок, да
и самого М. Барышникова создали из праха
невежества советские педагоги-хореографы!..
Совсем иначе - без всяких восторгов - смотрится
самостоятельное творчество американских
постановщиков. Например, чего стоит американский
балет "Щелкунчик"!.. Как известно, у любого
человека, а тем более у ребенка, который видел
нашу русскую постановку "Щелкунчика",
неизменно остается в душе ощущение светлого и
радостного новогоднего праздника. На всю жизнь
запоминается эта рождественская сказка-балет - с
прекрасными танцами и в сопровождении
переливающейся всеми цветами радуги
удивительной музыки П.И. Чайковского...
А вот американский "Щелкунчик" - страшен. В
нем постановщик назойливо тянет столь модную на
Западе тему "подсознательного" - кошмарных
снов и "ужастиков". Экран надолго заполняют
чудовищные трехголовые мыши с клыками
саблезубых тигров; развитием сценария сказки
руководит похожий на убийцу-пирата одноглазый
злобный волшебник; жестокие дети с палками в
руках воплощают непреходящее мировое зло, да и
сам Щелкунчик с оскаленной зубастой пастью
вполне соответствует общему стилю балета... И
когда Щелкунчика по ходу сказки сменяет
приторно-сладкий усатый красавчик, похожий на
детектива Пуаро из бездарного французского
телесериала, ощущение фальши только усиливается.
Если бы не замечательный "вставной" танец
Пьеро, в русской постановке известный как
"танец пастуха и пастушки", любителю балета
смотреть в американской постановке просто не на
что. Зато детям после такого "Щелкунчика"
могут долгое время сниться кошмары. Какое
счастье, что у нас имеется свой, русский
"Щелкунчик"!.. И как жаль, что этот прекрасный
и добрый балет показывают так редко!
Когда-то, в советское время, когда мы были
доверчивы, расточительны и не ценили то, что
имели, в моде была "юморная" песенка о том,
что у нас, дескать, все скверно, но "...зато мы
делаем ракеты, перекрываем Енисей, и даже в
области балета мы впереди планеты всей...". Так
вот, друзья, хоть строят у нас виллы для воров
вместо мощнейших в мире электростанций, хоть
дышит на ладан русское ракетостроение и
уничтожено народное хозяйство, но русский балет,
воплощение таланта, энергии и духа народов
России, живет вопреки разрухе. Доказательство
тому - прекрасные выступления юных учеников
детской балетной школы под руководством
известного танцора Михаила Лавровского.
В балете невозможен обман: на сцене неизбежно
приходит "момент истины", когда никакие силы
не спасут от провала бездарного артиста,
лишенного высокого духа и силы. Нет сомнения, что
русский балет продолжает оставаться лучшим в
мире зримым свидетельством нашей духовной
энергии! Пусть он послужит верным камертоном
великого духа русской нации и станет одной из тех
путеводных нитей, которые, скручиваясь в
спасительные каналы, помогут России выбраться из
гибельного хаоса!
Глядя на грациозных красавиц, на стройных и
мощных красавцев русского балета, понимаешь, что
генофонд России еще далеко не исчерпан - дети
нашей страны талантливы и прекрасны! Телевидение
ОБЯЗАНО сберечь для потомков удивительное
искусство лучших танцоров России. Нельзя
допустить, чтобы их видели лишь немногие
счастливчики на спектаклях в Большом или
Мариинском театрах. Необходимо ценить то, что мы
имеем, крайне важно сохранить в виде
качественных записей целые постановки с
участием русских "звезд" для будущих
поколений, для всего народа русского!..
И сегодня на экранах русских телевизоров должно
преобладать не американское помойное
"искусство" в виде низкопробнейших
полицейских боевиков и сериалов, а лучшее из
того, что создано русской национальной
культурой. Красота - поможет сохранить страну. |