№12
2000

Искусство

РУССКИЙ БАЛЕТ - ЛУЧШИЙ!
А. М.Портнов,
профессор

Иногда канал "Культура" "раскошеливается" и показывает наборы танцевальных отрывков известнейших балетных групп Англии, США и России. Собранные воедино, эти отрывки отражают уровень хореографического искусства разных стран и дают возможность сравнить их особенности. И вот оказывается, что зрителю, знакомому с русским балетом, смотреть постановки знаменитых английских или американских балетмейстеров - невыносимо скучно!
Выбранные составителями "лучшие отрывки" лишь показывают, какую тоску наводят такие вроде бы известные постановщики, как К. Мак-Миллан или Ф. Эштон. Для их "творчества" характерна мертвящая неподвижность танцоров, надуманность их поз, неэстетичность и несогласованность движений партнеров... Убогость хореографии постановщики пытаются компенсировать слащавой фальшивой пантомимой и даже чем-то вроде "разговора глухонемых" - за счет движений пальцев... Конечно, эти "творческие находки" видны лишь на особо крупных планах экрана ТВ и к балету не имеют ни малейшего отношения.
Да и техника "знаменитых" зарубежных танцоров оставляет желать лучшего, можно подумать, что ноги у них недоразвиты: прыжок у мужчин - низкий и слабый, у женщин ноги словно бы связаны веревкой... Поэтому и приходится мужчинам заменять прыжок типично женским вращением на месте. Глядя на иностранных танцоров, поневоле вспоминаешь слова А.С. Пушкина:
Увидел я, что с ними грех и знаться - 
В них жизни нет, все куклы восковые;
А наши!..

Действительно, раньше, глядя на наш советский - русский - балет, казалось, что так, собственно, и должно быть! И только в сравнении с зарубежными постановками становится понятно, как бережно относились руководители русского балета к наследию великого Петипа, каким гениальным постановщиком являлся Юрий Григорович, какую высочайшую технику преподавали в балетных школах наши советские учителя, как они, угадывая талантливейших детей, не делали различия между русскими, татарами, латышами, грузинами, казахами - и выводили их на уровень величайших танцоров мира!
Когда после малоподвижных и тяжеловесных "гипсовых фигур", созданных "фантазией" англичанина Ф. Эштона, на экране возникает феноменальная русская танцовщица Юлия Махалина в паре с блестящим Юрием Тельцом - ясно видно, что сцена Театра оперы и балета им. Кирова для них просто мала, они, как боги, несутся в эфире и парят над землей! Ну просто глаз от них оторвать невозможно!.. Когда приторно-слащавая Джульетта из английского "Королевского балета", выполняя "творческие замыслы" К. Мак-Миллана, как бы забывает, что слово "балет" происходит от слова "танцевать", и неподвижно жмется со своим партнером посреди сцены (хотя лучше бы это делать в темном углу), поневоле вспоминается неповторимая "летящая" Джульетта - Галина Уланова!
Когда видишь в отрывке из балета "Спартак", поставленного Ю. Григоровичем, чарующую пластику Натальи Бессмертновой и могучий прыжок Ирэка Мухаммедова, можно лишь пожалеть о том, что в наборе шедевров мирового балета составители из телеканала "Культура" как бы "забывают" о великолепнейшем отрывке из "Спартака", где полководца Красса танцует великий Мариус Лиепа... Русский балет - это ярчайшая демонстрация лучших качеств человеческого рода: неотразимого обаяния очаровательных женщин и могучего всепобеждающего натиска настоящих мужчин!..
А вот Запад норовит насаждать повсеместно, в том числе и в балете, вкусы людей больных, неполноценных и просто сексуальных извращенцев. Поэтому омерзительно глядеть, когда в исполнении английского "Королевского балета" демонстрируется "Лебединое озеро", где двух лебедей даже не танцуют, а в нарочитом "голубом свете" омерзительно "изображают" два толстозадых коротконогих мужика, которые поочередно висят друг на друге и потеют от натуги... Надо полагать, что активная пропаганда педерастии и прочих "духовных богатств" входит в набор задач, поставленных перед ТВ России новыми хозяевами эфира, и определяет их "выбор" для показа на экране. Недаром так часто мелькает на экране порочная физиономия молодящегося старика с томным взором и в женских платьях - Б. Моисеева. Недаром ТВ так часто показывает в качестве "альтернативы" русскому балету так называемый "современный балет" - лишенные эстетики нелепые прыжки и кувыркания по полу статистов в обтягивающих трико под щелчки метронома, похожие на удары хлыста, подстегивающего в цирке лошадей...
Не подумайте, что я настроен лишь хулить западное искусство. Отнюдь нет. Блестящее впечатление, например, производит часто повторяемый отрывок из "Дон-Кихота" в исполнении "Американского балета". Постановщик и главный исполнитель - Михаил Барышников, воспитанник школы московского Большого театра... Понятен оглушительный восторженный вопль американской публики: действительно, балет смотрится прекрасно, но не мешало бы напомнить американскому, да и русскому, зрителю, что хореография скопирована М. Барышниковым вплоть до мельчайших деталей с советских постановок, да и самого М. Барышникова создали из праха невежества советские педагоги-хореографы!..
Совсем иначе - без всяких восторгов - смотрится самостоятельное творчество американских постановщиков. Например, чего стоит американский балет "Щелкунчик"!.. Как известно, у любого человека, а тем более у ребенка, который видел нашу русскую постановку "Щелкунчика", неизменно остается в душе ощущение светлого и радостного новогоднего праздника. На всю жизнь запоминается эта рождественская сказка-балет - с прекрасными танцами и в сопровождении переливающейся всеми цветами радуги удивительной музыки П.И. Чайковского...
А вот американский "Щелкунчик" - страшен. В нем постановщик назойливо тянет столь модную на Западе тему "подсознательного" - кошмарных снов и "ужастиков". Экран надолго заполняют чудовищные трехголовые мыши с клыками саблезубых тигров; развитием сценария сказки руководит похожий на убийцу-пирата одноглазый злобный волшебник; жестокие дети с палками в руках воплощают непреходящее мировое зло, да и сам Щелкунчик с оскаленной зубастой пастью вполне соответствует общему стилю балета... И когда Щелкунчика по ходу сказки сменяет приторно-сладкий усатый красавчик, похожий на детектива Пуаро из бездарного французского телесериала, ощущение фальши только усиливается. Если бы не замечательный "вставной" танец Пьеро, в русской постановке известный как "танец пастуха и пастушки", любителю балета смотреть в американской постановке просто не на что. Зато детям после такого "Щелкунчика" могут долгое время сниться кошмары. Какое счастье, что у нас имеется свой, русский "Щелкунчик"!.. И как жаль, что этот прекрасный и добрый балет показывают так редко!
Когда-то, в советское время, когда мы были доверчивы, расточительны и не ценили то, что имели, в моде была "юморная" песенка о том, что у нас, дескать, все скверно, но "...зато мы делаем ракеты, перекрываем Енисей, и даже в области балета мы впереди планеты всей...". Так вот, друзья, хоть строят у нас виллы для воров вместо мощнейших в мире электростанций, хоть дышит на ладан русское ракетостроение и уничтожено народное хозяйство, но русский балет, воплощение таланта, энергии и духа народов России, живет вопреки разрухе. Доказательство тому - прекрасные выступления юных учеников детской балетной школы под руководством известного танцора Михаила Лавровского.
В балете невозможен обман: на сцене неизбежно приходит "момент истины", когда никакие силы не спасут от провала бездарного артиста, лишенного высокого духа и силы. Нет сомнения, что русский балет продолжает оставаться лучшим в мире зримым свидетельством нашей духовной энергии! Пусть он послужит верным камертоном великого духа русской нации и станет одной из тех путеводных нитей, которые, скручиваясь в спасительные каналы, помогут России выбраться из гибельного хаоса!
Глядя на грациозных красавиц, на стройных и мощных красавцев русского балета, понимаешь, что генофонд России еще далеко не исчерпан - дети нашей страны талантливы и прекрасны! Телевидение ОБЯЗАНО сберечь для потомков удивительное искусство лучших танцоров России. Нельзя допустить, чтобы их видели лишь немногие счастливчики на спектаклях в Большом или Мариинском театрах. Необходимо ценить то, что мы имеем, крайне важно сохранить в виде качественных записей целые постановки с участием русских "звезд" для будущих поколений, для всего народа русского!..
И сегодня на экранах русских телевизоров должно преобладать не американское помойное "искусство" в виде низкопробнейших полицейских боевиков и сериалов, а лучшее из того, что создано русской национальной культурой. Красота - поможет сохранить страну.