ОТВЕТЫ ПАТРИАРХА
МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II
НА ВОПРОСЫ ЖУРНАЛА "РУССКИЙ ДОМ"
Вопрос: Завершается XX век, по существу,
заканчивается год президентства В.В. Путина.
Какие чувства испытываете Вы, оглядываясь назад?
Какими раздумьями хотите поделиться с
читателями "Русского Дома"?
Ответ: Уходящий век был одним из самых
драматических за всю историю России и Русской
Православной Церкви. Русский народ и другие
народы, духовно окормляемые нашей Церковью,
претерпели неисчислимые страдания, пережили
бурные перемены в общественном устроении. Две
мировые войны, революция, гражданская война,
гибель множества людей от голода и массовых
репрессий, диктатура безбожия, новые
политические и экономические настроения
последних лет, распад единого государства,
кровопролитные межнациональные конфликты - все
это уместилось в пределах одного столетия.
Однако было бы несправедливо представлять XX век
беспросветной ночью греха и страдания. Ведь
продолжал сиять "Свет истинный, Который
просвещает всякого человека, приходящего в
мир", и "тьма не объяла его" (Ин. 1. 5,9).
Подвиг многих тысяч мучеников и исповедников
веры явил славу Христовой Церкви, укрепившейся и
очистившейся в горниле страданий от греховной
расслабленности, от зыбкой надежды "на князи,
на сыны человеческия, в них же несть спасения"
(Пс. 145.3).
Неистребимость христианских духовных и
нравственных начал, веками составлявших основу
народной жизни, сказалась и в выдающихся
свершениях Советского Союза, включая победу в
Великой Отечественной войне. Нам совершенно
ясно, что все доброе, бывшее в нашей истории за
эти трудные десятилетия, произошло не благодаря
атеистической идеологии, а вопреки ей.
Наконец, мы пережили великое чудо возрождения
Церкви, увидели начало духовного обновления
Отечества, возвращения народа в Отчий дом,
восстановления полнокровной церковной жизни. За
последние десять лет, когда были восстановлены
тысячи храмов, сотни монастырей, множество
духовных школ, благотворительных и
просветительных церковных учреждений, а
нравственное влияние Церкви в общественной
жизни стало очевидным, - за это краткое время
явилось столько "чудных дел Божиих" (Иов.
37.14), что в иные эпохи их хватило бы, наверное, на
несколько поколений!
Есть за что благодарить Бога. Мы можем
чувствовать себя счастливыми людьми, ибо Господь
судил нам дожить до этих трудных, но таких
замечательных, таких насыщенных событиями лет.
Это - духовный итог подвига наших святых
новомучеников, плод их молитв. Именно они
выстрадали нынешнее возрождение. Они сеяли, а нам
довелось пожинать; "другие трудились", а мы
"вошли в труд их" (Ин. 4.37).
Так что подытожить раздумья об уходящем веке я бы
мог словами Александра Блока: "Рожденные в
года глухие / Пути не помнят своего. / Мы - дети
страшных лет России / Забыть не в силах ничего".
Это было сказано еще в эпоху "начала
болезней" нашей Родины. Пройдя сквозь
"испепеляющие годы", по выражению того же
поэта, и достигнув начала возрождения, мы
оглядываемся назад и с благодарностью в сердце
повторяем вместе с пророком Самуилом: "До сего
места помог нам Господь" (1 Цар. 7. 12).
- XX век называли революционным веком, атомным
или ядерным, космическим, веком
научно-технической революции, войн, генетики,
кибернетики, информатики и так далее. Какое бы
название для надвигающегося XXI века в применении
к России (пусть и более пространное) предложили
бы или пожелали услышать Вы?
- Приведенные вами определения касаются лишь
внешних сторон бытия. Но ведь подлинное
содержание жизни человека определяется прежде
всего состоянием его души. Поэтому я молюсь о том,
чтобы после крушения всех пережитых
человечеством ложных надежд, после жестокой
эпохи, в течение которой многими сердцами
владели идолы обожествляемых людей, идеологий и
материальных завоеваний, наступил век обращения
к духовным корням человеческого бытия, к его
богоданным нравственным основам, к немеркнущей
истине Христовой веры. Если этого не произойдет,
то России и миру в целом не достичь настоящей
полноты бытия. Более того, учитывая колоссально
возросшие технические возможности человечества
и размах последствий и безответственного или
сознательно злонамеренного их употребления,
можно смело сказать: если не будет нравственного
возрождения, грядет торжество деструктивных сил
и закат человеческой истории.
- Все властные структуры и обслуживающие их СМИ,
так умело нагнетающие катастрофическое сознание
для облегчения управления безвольными массами,
настойчиво предрекают кризис 2003 года, когда
износится половина всех производственных
мощностей и возникнет демографическая
"яма". Что, на Ваш взгляд, надо
безотлагательно сделать президенту,
государственным структурам, властителям дум,
носителям информации, каждому из нас, чтобы
встретить XXI век с надеждой на будущее России?
- Для христианина надежда на будущее рождается не
из действий сильных мира сего, а прежде всего из
глубокой веры в нашего Спасителя, сказавшего:
"Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28.
20) и "не бойся, только веруй" (Лк. 8.50). Было бы
очень неразумно не вынести такого урока из опыта
Церкви в уходящем веке!
Это, конечно, не значит, будто Церкви или
Предстоятелю безразличны специальная или
политическая ситуация в Отечестве и положение
народа. Государственная власть в России
обновилась. Новому президенту предстоит
вступить со своим народом в новое тысячелетие. Мы
наблюдаем процесс консолидации общества,
оздоровления экономики, укрепления государства.
Эти моменты заслуживают положительной оценки. Но
одновременно власти, обществу, всем нам надо
больше заботиться о духовном здоровье народа, об
укреплении нравственных начал в государственной
политике, в экономике, в информационной сфере.
Главное - преодолеть овладевший многими
нравственный упадок, который проявляется,
например, в расхожих мнениях, будто политика -
"грязное дело", в котором порядочные люди
все равно обречены на провал, что "честный
бизнес невозможен" и позволительно воровать
всласть, а то другое утащат, и так далее. Если мы
победим нравственное разложение, то все прочие
кризисы и "ямы" будут нам не страшны.
Справимся - и посерьезнее угрозы случались в
нашем прошлом.
К сегодняшнему положению в России и к нашему
долгу служения ей вполне применимы
замечательные слова святого Александра
Невского: "Не в силе Бог, а в правде". |