АБХАЗСКИЙ НАРОД ПОШЕЛ В
ЦЕРКОВЬ
Беседа с иереем Виссарионом Аплиа,
управляющим епархиальным советом
Сухумско-Абхазской епархии
Вот уже семь лет, как завершились
широкомасштабные боевые действия в Абхазии, но
мира в республике все еще нет.
Ситуация, сложившаяся в Православной Церкви в
Абхазии, остается крайне тяжелой: достаточно
сказать, что с того времени, когда началась
грузино-абхазская война, Абхазская церковь
существует без епископского окормления.
- Отец Виссарион, что это значит - быть
управляющим епархиальным советом?
- У нас нет владыки, а есть епархиальный совет.
Меня избрали управляющим этим советом.
- А почему у вас нет владыки?
- В связи с войной Грузии и Абхазии архиерей со
множеством священников покинул Абхазию. Так, у
нас осталось всего три приходских священника.
- Что вынудило архиерея покинуть епархию?
- Бог знает, почему он уехал, никакого
специального давления на него никто не оказывал.
Но управлять епархией он не может, так как
находится в Тбилиси, а паства - в Абхазии. И вот в
продолжение почти семи лет мы живем без архиерея
с помощью Божией.
- Сколько приходов действует в Абхазии?
- Все приходы действуют, но не хватает
священников. У нас есть около 30 городских храмов
и еще деревенские. Нет такой деревни, где нет
храма. Священников не хватает потому, что, в
основном, по своему происхождению они были
грузины. Они все покинули Абхазию, хотя никто их
не прогонял.
- Есть сейчас среди жителей Абхазии люди,
которые хотели бы быть священниками?
- Очень много. Но Грузинский Патриарх их не
рукополагает и не позволяет делать это
Московскому Патриарху.
- Это ваша первая поездка в Москву?
- Третья. В 1996 году мы обратились ко всем
православным Патриархам, чтобы решить наш
вопрос. И Святейший Патриарх Алексий встречался
с Блаженнейшим католикосом Грузии Илией по
поводу нас. Кроме Святейшего Патриарха Алексия,
никто не откликнулся, поэтому я и езжу в Москву.
- Насколько абхазский народ сейчас привержен
Церкви?
- 23 мая, когда был день памяти апостола Симона
Кананита, который принес Благую весть в Абхазию
еще в первом веке, собралось на молитву очень
много людей, правительство.
- Сколько монахов сейчас в Новоафонском
монастыре?
- Двадцать человек, из них два иеромонаха. И еще
три священника в миру - один иеромонах и два
протоиерея. Мальчики наши учатся в Московской
семинарии и Духовной академии, трое уже
закончили, а один заканчивает этим летом здесь в
Москве. Сегодня абхазский народ пошел в Церковь.
Причащаются, венчаются, крестят деток.
- Можно сказать, что в Абхазии и сейчас
продолжается война?
- С августа 1992 года и по сей день война не
прекращается. И я благодарю Бога, что есть
российские миротворцы. Не дай Бог, если они уйдут:
в этом случае опять начнутся крупномасштабные
военные действия в Абхазии. Сейчас происходят
только локальные стычки, но они не разрастаются
только благодаря присутствию российских войск.
- Возможно ли какое-то межэтническое примирение
в ближайшее время?
- Некоторые пытаются говорить, что абхазы и
грузины должны помириться. Но для того, чтобы
помириться, стороне, развязавшей войну, нужно
покаяться. Абхазия не нападала на Грузию.
- Грузины говорят о том, что Абхазия является
частью Грузии, они утверждают, что борются с
сепаратизмом.
- Абхазы и грузины - совершенно разные народы. Еще
во времена равноапостольного князя Владимира
упоминаются народы, имеющие богослужение на
собственном языке, среди них - абазги, то есть
абхазы, грузины, греки, арабы и др. И Абхазская
Церковь была независимая. Только благодаря
сталинской национальной политике Абхазия стала
частью Грузии. Был период, когда
Абхазо-Грузинское царство было одним целым. В то
время они объединились для совместной обороны от
врагов. Но уже в Российскую империю грузины и
абхазы вступали по отдельности. Это две разные
даты - обращение Грузинского царя и
владетельного князя Абхазии. Для того чтобы
сейчас примирить абхазов с грузинами, нужно
время. Тяжело убедить человека быть в мире с
убийцами его близких. В каждом доме - убитый. Если
президент Абхазии вдруг скажет, чтобы мы
присоединялись к Грузии, что ему ответят люди? У
нас будет время на то, чтобы залечить эти раны,
только в том случае, если между воюющими
сторонами будут находиться миротворцы. Если
миротворцы уйдут - сразу война. Но, кроме того, как
очевидец, я знаю, что абхазский народ стремится
войти в состав России, так как Россия защитит тех,
кто в этом нуждается.
- Мусульманство играет в Абхазии какую-то роль?
- Не играет и никогда не играло. Рассказы про
мусульман в Абхазии - выдумки. Ни одной мечети в
Абхазии нет и не было. Во время русско-турецкой
войны некоторые люди покинули Абхазию и ушли в
Турцию. Там некоторые из них будто бы приняли
мусульманство. Я разговаривал с такими
"мусульманами". Вот один говорит: "Я
мусульманин", а я его спрашиваю: "Ты
обрезан?". Он: "Да что вы, батюшка!". Многие
из них сейчас крестятся и воцерковляются.
- Сейчас в Абхазии живут грузины?
- Живут. Весь Галльский район вернулся. У этих
грузин конфликтов с абхазами нет, терроризмом
занимаются те, кто переходит границу.
- На каком языке проходит богослужение в
Абхазской Церкви сейчас?
- На церковнославянском и абхазском.
- Есть в Абхазии какая-нибудь радиостанция,
которая предоставляет Церкви время для вещания?
- Раз в неделю бывают передачи по телевидению,
минут по 20.
- Чем сейчас абхазы зарабатывают на жизнь?
- В основном живут крестьянским трудом.
- Раньше в Абхазию ездило много народу, а как
сейчас?
- Сейчас тоже приезжает много паломников. В
Новоафонский монастырь, Команы, Пицунду. Едут из
России, Украины, Белоруссии. Приезжают к нашим
святым местам. На могилу апостола Симона Зилота,
одного из Двенадцати. Она находится около
Новоафонского Симоно-Кананитского монастыря.
- Расскажите о местах в Абхазии, связанных с
Иоанном Златоустом.
- Он умер в Абхазии, в месте, называемом Команы,
будучи сосланным в наши места из
Константинополя. Это недалеко от Сухума. Также мы
очень почитаем мученика Василиска (память - 4
июня), он был епископом Команским и пострадал в 303
году. В Команах же произошло третье обретение
честной главы Иоанна Предтечи. И Андрей
Первозванный также, по Преданию, был у нас перед
тем, как пойти в Северное Причерноморье и оттуда -
на Киевскую Русь.
- А как вы думаете, удастся Святейшему Патриарху
Алексию II убедить Патриарха Илию, чтобы он
рукоположил священников для Абхазии?
- Это Патриарх Илия должен просить Святейшего,
чтобы он рукоположил нам священников. Случилась
такая беда по вине лукавого: брат пошел на брата,
и брат убил брата своего. Два года мы поминали
Патриарха грузинского Илию, как правящего
архиерея. За это можно было получить пулю в лоб,
но мы все равно поминали. И два года не было
никаких изменений. Сейчас мы поминаем
Московского Патриарха, который помогает нам. Мы
молитвенно просим Московского и Грузинского
Патриархов на время политического
противостояния Грузии и Абхазии хотя бы
договориться о временном окормлении Абхазской
Церкви со стороны Московской Патриархии. Такое
соглашение принесет огромное облегчение
Абхазской Церкви и явится спасительным благом
для просвещения народа Абхазии.
"Православие-2000" |