"НАПРАВЛЯТЬ СЕРДЦА К ДОБРОДЕТЕЛИ"
О.В. Касаткина
О двух направлениях отечественного образования
(К выходу книги "Православный мир")
Оглядываясь в прошлое, мы видим два направления отечественного образования, две знаковые фигуры русской педагогической мысли - А.А. Радонежского и К.Д. Ушинского.
Сначала о второй фигуре, многим знакомой. До сих пор, а тем более в свою эпоху он был признанным авторитетом прогрессивного направления русской педагогической школы. К.Д. Ушинский искренне желал русской школе всего самого лучшего. В своих трудах "Педагогическая антропология", "Человек как предмет воспитания" и других он ясно определил цели и задачи "истинно человечного и человеческого воспитания: так, чтобы не калечилась, не извращалась человеческая природа, а наоборот, получила бы наибольшее развитие, соответствующее индивидуальным особенностям каждого... Воспитание должно образовать, оформить прежде всего человека - и потом уже из него, как из личности развитой, нравственной, непременно выработается и соответствующий специалист, любящий избранное им дело".
Но в 1866 году над Ушинским разразилась нежданная гроза. Пособие "Детский мир и хрестоматия" - воплощение его концепции русской школы - Министерство народного просвещения запретило с мотивировкой: развивает у детей материализм и нигилизм. Не молчала и православная общественность и Церковь, обвинив пособия Ушинского в антиправославии. Однако в начале 80-х годов запрет отменили и перед пособиями Ушинского, вместе со всей его методологией, открылись российские педагогические просторы. А как же материализм и нигилизм? - Но ведь не с Луны же к нам свалился наш 1917 год!
Нет я еще раз повторю: Ушинский искренне строил новую русскую школу, только строительство это шло в русле "прогрессивного" "потока времени". Впрочем, не скрывал этого и он сам: "Наша школа стоит на той прямой дороге, к которой в самое последнее время приближается народное образование в некоторых западных государствах, далеко обогнавших нас в этом деле". Ему было тем легче судить об этом, что сам он много лет прожил в Швейцарии.
И еще один показательный штрих. В письме к императрице Марии Александровне Ушинский давал "добрый" совет: для сохранения и процветания монархии в России "необходимо укрепление в уме и сердце будущего главы государства не только собственно русских, но и общеевропейских государственных убеждений и взглядов". Совет - на все времена! И как современно звучит: не Государя, не императора, а - "главы государства"! Впрочем, не хуже и "общеевропейские убеждения и взгляды".
Если достаточно долго понятие русской школы ассоциировалось с именем Ушинского, то сегодня, не отбрасывая все его наследие, а выбирая из него зерна здравого смысла и педагогического опыта, мы имеем возможность разглядеть и тех, кто стоял поперек "прогрессивного движения".
К безусловно православным русским педагогам принадлежал А.А. Радонежский, которого Господь удостоил такой благоговейно звучащей для нас фамилии. Его педагогические труды тоже знала вся Россия, и, появившись в первый раз в 1890 году, его "Книга для чтения" выдержала 23 издания! Пособия А.А. Радонежского были одобрены и Министерством народного просвещения, и Училищным советом при Святейшем Синоде, пользовались поддержкой Церкви и заслуженным авторитетом в православном обществе.
А.А. Радонежский был также весьма известным педагогом и, кстати, более современным для нас, чем его предшественник; он тоже трудился над созданием русской школы, да и задачи ставил почти те же самые: "Назначение хорошо организованной школы - подобно светильнику, разгонять мрак общественного невежества и, подобно маяку, указывать обществу путь к истине, но не подчиняясь пристрастному и слепому его приговору... Цель образования - сверх умственной зрелости, побудить в ученике любовь к изящному, сообщить ему благородство чувств, развить участие к судьбе ближнего - словом, дать гуманное, вполне христианское образование".
Интересно его мнение о религиозном образовании: "Не только выучивать, не вполне понимая его (катехизиса) содержание, но употреблять каждое слово его, как выражение собственного убеждения". Об изучении истории: "Направлять сердца к добродетели, где только удобно извлекая нравственный уроки, чтобы история питала не любопытство, а сердце". О музыкальном образовании: "Школа обязана с самых юных лет развить в душе ребенка вместе с религиозностью и нравственностью любовь к церковной музыке, научить детей стройным хором петь славу Богу, молиться Ему в школе и в церкви за своего Царя, родителей, учителей - ведущих их к познанию блага".
Два направления развития русской школы с такими близкими целями - прежде всего нравственного воспитания, но одно из них подводит в лучшем случае к "общечеловеческим ценностям", другое же, скажем словами самого Александра Радонежского, - это "стремление к величайшему образцу нравственного совершенства, представленному пришедшим на землю Сыном Божиим и оставленному нам для подражания".
Чем наполнит душу юного человека школьный опыт? Абстрактными гуманистическими идеалами или живой любовью к Христу, к ближним, к Родине. Какую сформирует личность? Расслабленную иллюзиями века сего или целеустремленную к осмысленной и деятельной жизни во славу Божию.
Созидать концепцию современной русской школы - дело настоящего, но и прошлое может оказать посильную помощь. Издательство "Круг чтения" совместно с общиной Храма Христа Спасителя выпустило в свет книгу для чтения "Православный мир", составленную на основе пособий для детей А.А. Радонежского. Книга состоит из разделов "Красота и мудрость Божьего мира", "Первые уроки добродетельной жизни", "Воскресная школа", "Поучительная древность", "О Святой земле", "Живая история", "Путешествие по России". Наше издание - это не пособия А.А. Радонежского в первозданном виде, мы постарались приблизить их к современности, чтобы книга стала полезной и увлекательной для современных детей.
Тех, кто в России стоял и стоит поперек стремительного "потока времен", не так уж и мало. Будем спокойно и твердо идти своим православным путем, взяв в напутствие и слова русского педагога А.А. Радонежского - "не подчиняясь пристрастному и слепому приговору прогрессивного общества".
|