Русский домСодержание №11

 Россия - удел Пресвятой Богородицы 

ИЗГОНЯЮЩИЙ ДЬЯВОЛА
Ю.Ю. Воробьевский

В сентябре нынешнего года во время папской мессы на площади святого Петра в Риме произошло нечто необычное. Неожиданно для присутствующих некая юная итальянка начала вести себя, мягко говоря, неадекватно. "Сатанинский смех исходил из девушки", - писали газеты. Папа Римский лично приблизился к ней и попытался произвести акт экзорцизма - изгнания дьявола. Но бес затих лишь ненадолго. А потом, как оказалось, проявился с новой силой. Рогатый папе не поддался. 
Случившееся не прошло бесследно. Прагматичный и уже почти безрелигиозный мир задумался: реальна ли эта незримая и страшная сила? Отвечая журналисту "Известий", раввин Московской хоральной синагоги Зиновий Коган весело ответил: "В нашей религии нет ни бесов, ни дьяволов, следовательно, никаких подобных процедур не предусмотрено. В Библии... вообще нет упоминания ни о чем подобном, за исключением змия".
Странно. Именно из Библии мы знаем: перечисляя беззакония иудеев, Моисей говорит, что они "приносили жертвы бесам, а не Богу" (Втор. 32, 17). Демон Асмодей убил семь мужей, за которых по очереди была выдаваема Сарра, дочь Рагуила (Тов., 3, 8). Злой дух овладевал Саулом (I Царств., 16, 14-15)...
Такова "слепота" современных иудеев. Не объясняется ли она словами Спасителя, сказанными их предкам: "Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего"? Одна из этих похотей такова: доказать человеку, что его, князя ада, не существует.
Многие считают сатану лишь фигурой речи. Абстрактным символом зла. А значит, поддаются тому, кто назван "отцом лжи". Об этом говорит и святой праведный Иоанн Кронштадтский: "Упорное неверие в злых духов есть настоящее беснование, потому что идет наперекор истине, наперекор Откровению Божию. Господь пришел на землю именно для того, чтобы разрушить дела диавола и спасти от насилия его человека. Если нет диавола, то нет христианства, тогда пришествие в мир Сына Божия было бы не нужно. Но это нелепо. И опыт каждого из нас, и здравый смысл, история жизни Святых и история всех народов удостоверяет нас в бытии злых духов..."
Дьявол ловко прячется за психиатрическим диагнозом; за каждой пылинкой, вызывающей якобы аллергию; закручивается спиралями торсионных полей... Вообще - он скрывается за "естественными" законами природы и ходом событий. Однако Господь чудесным образом показывает слепцам следы рогатого (самого его лучше не видеть).
...Мы находимся под Орлом, в селе Становой Колодезь. Литургия в храме закончена. Начинается чтение канона от нечистых духов. Он составлен в XVII веке митрополитом Петром Могилой. В этом чине отчитки одержимых собран огромный опыт духовной брани. Есть здесь молитвы еще IV века.
Отец Владимир Гусев читает не монотонно, а, я бы сказал, вдохновенно, "с напором". Неожиданно раздается дикий вопль. Потом - вой. Нечеловеческий. Истинно так. Двух женщин, ничем не отличавшихся от обычных прихожанок, начинает буквально корежить. Все члены тела приходят в хаотическое вращение. Одна оказывается стоящей на локтях и коленках. В таком положении она часто-часто подпрыгивает. Священник кропит всех освященной водой и, словно видя что-то внутри болящих, прикладывает крест - кому к груди, кому к животу, кому к шее. Иногда он ведет крестом по телу, точно преследуя кого- то.
Спрятавшаяся в людях злая сила уже не может таиться. Лай, скрежет зубовный, завывания раздаются со всех сторон. Словно приблизилась вся какофония ада... Так, наверное, и есть. Периодически, от прикосновения креста, кто-то оседает на пол, кто-то падает плашмя. 
Вот зазвучали какие-то странные крики. "Не мучай меня! Не могу больше!" - низкий, грубый голос вырывается из горла молодой миловидной женщины.
Молитва, крест, вода доставляют бесам невероятные муки. Священник Владимир рассказывает, что некоторые из рогатых и готовы были бы уже бежать из тел несчастных, да не попускает Господь. Значит, людей этих Бог предал на измождение плоти, да дух спасется (1 Кор. 5, 5). Дело ведь не просто в изгнании беса. Сказано, что, изгнанный, он ходит по местам пустынным, а затем, найдя дом души неприбранным, возвращается вместе с семью злейшими обратно. Человек должен очистить свою душу, чтобы уже никто из духов злобы не мог занять в ней место. 
Несведущие, духовно незрелые люди искушаются: как же так, отчитку прошел, а не помогло"? С первого раза "помочь" способны бабка или экстрасенс, тем более что бес им охотно "подыграет", сделает вид, что бежал. Но заканчивается это плохо. Сколько подобных историй рассказывали мне болящие про своих знакомых. Из них многие или покончили с собой, или попали в сумасшедший дом.
У каждого демона более чем семитысячелетний опыт искушений. Он может притвориться и обличителем - указать на какую-нибудь колдунью, которая "нашептала". Раздувает ненависть к ней. За эту ненависть и цепляется, чтобы не выходить из человека. Ведь страсть, грех - единственно возможная для падшего ангела среда обитания... 
Какая же ненависть слышится в бесовских криках! Они ведь и друг друга ненавидят. Вот стоят рядом две прилично одетые женщины, и вдруг от одной из них в сторону другой - голос: "У тебя хвост облезлый, ты рыжий и вонючий! Не стой рядом!"
Дьявол, являясь человекоубийцей, любит "подлавливать" людей на их хворях. Сулит оздоровление. Другая наживка - обещание раскрытия "особых возможностей". Мне приходилось беседовать с человеком, который мог видеть едва ли не все, происходящее в городе, "проходить" своим взглядом сквозь стены, подниматься над крышами, опускаться под землю. Но когда его дети, связавшись с дурной компанией, ушли из дома, никакие "резервные возможности" не помогли. Только по молитве священника вернулись сыновья. Тогда-то гордец и задумался о той Силе, с Которой ничто не может сравниться. Сейчас, уже воцерковившись, бывший маг понимает: он пользовался глазами сидевшего в нем беса. Эти глаза были как бы его "выносной телекамерой". А душа - монитором, на котором он видел все.
"Особые возможности" бес решил как-то предложить и отцу Владимиру... Одна из наиболее буйных женщин вдруг обмякла и притихла. Батюшка приблизился к ней. Тогда она подняла голову, и на священника взглянули светящиеся какой-то бесовской, фальшивой ласковостью глаза: "Давай к нам! Летать будешь, власть получишь..."
...Меж тем отец Владимир читает молитву Богородице. Одна из одержимых, точнее, сидящий в ней бес, отвечает диким воплем: "Не тяни меня, Матерь Божия! Не хочу выходить! Ой, боюсь!". Бояться есть чего. Опытный экзорцист отправляет злых духов прямо в бездну - в вечные мучения. Так, потерпев поражение, покидают они человеческий мир. Способные проходить даже огонь физический, огня гееннского страшатся... Впору задуматься и грешникам: какие же мучения ждут их души, если устрашают они даже духов! 
Занимающиеся отчиткой священники говорят о настоящей эпидемии беснования, которая захлестывает сейчас города и села. Захлестывает также, как перед Пришествием Спасителя. Не указывает ли это на близость Второго Пришествия? А значит, и на еще более скорое явление антихриста! Именно антихристовой гвардией станут легионы бесноватых, большинство из которых даже не подозревают, чем они чреваты. Но сокрушена будет адская рать воинством небесным, возглавляемым архистратигом Михаилом.
...Некоторые из лежащих на полу быстро отстраняются от кого-то, словно некто невидимый проходит меж ними. Бесы кричат: "Архангел Михаил, не бей меня копьем!". Вот еще крик: "Опять Илий пришел - бородой своей трясет!" Речь об оптинском старце Илие. Именно он благословил отца Владимира вести отчитку. Здесь, на своей родине, в Становом Колодезе, схиигумен бывает нередко. Сегодня его нет, да, видно, молитвами своими присутствует в храме - вот и видит бес, страшится его.
Однажды, рассказывал отец Владимир, во время многочасовой отчитки он почувствовал, словно все силы, до последней капли, оставили его. Едва дошел до алтаря. А там: "Господи Иисусе Христе, Матерь Божия, молитвами отца Илия, помогите!". И тут же ощутил прилив благотворной энергии. Довел чин до конца. Тогда же произошел и поразительный случай, зафиксированный видеокамерой. Не выдержав заклинательной молитвы, после слов "Беги, бес, беги!" нечистый вышел из женщины темным дымом - через рот. "Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его; яко исчезает дым, да исчезнут..." 
Приехал отец Владимир в Становой Колодезь в начале 90-х. Перед ним - руины сельской школы, построенной в 30-е годы на церковном фундаменте. Не простояла долго, развалилась. Да и как устоять было ей: ступенями в этот "храм знаний" служили каменные могильные плиты с прицерковного кладбища... Казалось, восстановление храма растянется на неопределенно долгое время. Но, видно, для утешения сложившейся вскоре общины произошло здесь событие удивительное. Оказалось, что частью школьной постройки был кусок стены старого храма, и вот под штукатуркой здесь обнаружили фрагмент фрески "Взятие на небо Матери Божией". 14 октября 1992 года, на Покров, отец Владимир читал перед этой фреской акафист. Присутствовало примерно человек сорок. В какой-то момент, рассказывает священник, у него возникло удивительное ощущение. Это было прикосновение благодати. Некоторые из прихожан увидели в тот момент явление Матери Божией. Позже прозорливый старец Илий подтвердил: "Да, явление было". Это было чудо. Прорыв из мира благодати в мир природы.
Перед тем как сразиться с бесами, по благословению, отец Владимир два года постился. "Род сей изгоняется постом и молитвой"... Готовился священник - как к настоящей войне. И атаки врага не заставили себя ждать. Вскоре после начала отчиток - автомобильная авария, едва остался жив. Кто-то втыкал ножи в ворота его дома: то ли запугать хотели, то ли колдовали. По пятам ходит и клевета. Совсем недавно некий орловский борзописец поведал читателям местной газеты, что старец Илий, отец Владимир и игуменья Орловского монастыря матушка Олимпиада состоят в сговоре, цель которого - зомбировать молодых девушек для отправления их - едва ли не на рабский труд - в обитель.
"Достал", видно, батюшка рогатых. Вот и строят козни. Но не клеется у них. В нынешнем году на Покров, с Божией помощью уже освятили в Становом Колодезе новый каменный храм - во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Как сумели в небогатой глубинке за несколько лет такую церковь возвести? Тоже вроде как чудо. Но чудо ведь - это не феномен, это явление внутренней сущности происходящего. Так под Орлом являются вера, молитва и труд православных людей.