Русский домСодержание №11

Державный простор 

КРЕСТНЫЙ ХОД ПО ЕНИСЕЮ
А. Ю. Егорцев

Миссионерская экспедиция по Енисею началась с молебна на речном вокзале. Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний освятил теплоход, на котором нам предстояло плыть более полутора недель. Впереди нас ожидал путь длиною в полторы тысячи километров - до затерянного в сибирской тайге поселения Туруханск, на берегу Нижней Тунгуски...
Енисей - самая многоводная река России... Свое начало она берет в Саянских хребтах. Пересекая страну с юга на север, Енисей впадает в Карское море Северного Ледовитого океана. Летом Енисей становится главной дорогой, соединяющей отдаленные на сотни и тысячи километров глухие сибирские поселения.
Не случайно маршрут миссионерского крестного хода, организованного Красноярско-Енисейской епархией, был проложен именно по Енисею, водным путем.
Первая остановка - город Лесосибирск. Сойдя на берег, сразу же ощущаем все прелести таежной природы: палящее солнце, стремительная ледяная вода и тучи голодной мошкары и комарья.
В мемориальном парке, в присутствии ветеранов и школьников, священнослужители совершают панихиду по всем убиенным русским воинам-сибирякам, в годы войны за Веру и Отечество живот свой положившим.
После панихиды архиепископ Антоний освящает главный колокол строящегося Лесосибирского собора.
Следующая наша остановка - древний город Енисейск, заложенный казаками еще в XVII веке как военная крепость, в 12 верстах от притока Кеми. Долгое время именно Енисейск был главными воротами в Восточную Сибирь, отцом сибирских городов.
Крестным ходом идем по главным улицам города к Спасо-Преображенскому монастырю и Успенской церкви. Здесь находится редкая святыня - Енисейская икона Божией Матери. Богородица с Младенцем изображена во весь рост, вместе с крестом, на котором будет распят Ее Сын. Во времена лихолетья, как рассказывают, ворвавшиеся в храм большевики были напуганы укоряющим взглядом Богородицы. Вот тогда кто-то в ужасе и полоснул шашкой по лику Пречистой и Ее Младенца. Эти три пореза до сих пор напоминают о тех кровавых временах, когда люди возненавидели своего Творца.
Рядом с Енисейской Кресто-Богородичной иконой - маленькая дешевая фотография. Это новый мученик Сибирской земли - иеромонах Григорий (Яковлев). Весной этого года он был ритуально убит язычником, о чем мы уже рассказывали на страницах нашего журнала.
Засилье религиозных сект, если внимательно присмотреться, заметно почти в каждом сибирском поселении. В Енисейске, например, все улицы были увешаны сектантскими транспарантами. Американские баптисты приглашали горожан на бесплатный просмотр фильма об Иисусе и последующие благотворительные проповеди-вербовки. Ни одного объявления о нашей православной миссии нигде не было. И это -несмотря на любвеобильные заверения администрации Енисейска в симпатиях к Православной Церкви.
Тем не менее на главной площади миссионерский православный концерт все-таки состоялся. И тем немногим енисейцам, кто случайно зашел на площадь, этот концерт, проповедь архиерея и выступление православных хоров, несомненно, запомнились надолго.
И снова - бескрайний Енисей. На десятки и сотни километров - ни одной деревни. Кругом тайга... Только чайки над рекой, браконьеры да бурые медведи, изредка выбирающиеся на берег, к воде.
Но вот длинный переход окончен. Впереди показалась река Нижняя Тунгуска, на берегу поселок, в котором сам Сталин отбывал ссылку. Отсюда до Северного Полярного круга - рукой подать.
Примерно в десять вечера причаливаем к Туруханску. Несмотря на позднее время, почти все жители поселка выходят к пристани встречать теплоход и архиерея. Приезд архиепископа Красноярского и Енисейского в эти, как казалось, забытые Богом места, стал для всего Туруханска настоящим праздником.
Прямо от пристани, при огромном стечении народа, идем крестным ходом через все поселение. Вот и главная цель нашего путешествия - Туруханский Троицкий собор. В прошлом величественный, служивший ориентиром для проходивших по Енисею судов, теперь он полуразрушен, без куполов. Храм еще предстоит восстанавливать. Но уже сейчас в Троицком соборе регулярно совершается Божественная литургия.
Вместе с красноярскими, туруханскими и норильскими пастырями владыка Антоний служит торжественный молебен перед главной святыней - мощами мученика Василия Мангазейского.
Простой приказчик из Мангазеи Василий был оклеветан в глазах жестокого воеводы Пушкина. Со смирением и твердым упованием на Бога Василий принял неправедное наказание. Во время расправы - зверского избиения - он скончался. Но вскоре его мощи были обретены нетленными, над ними стали происходить чудеса.
Во время богослужения упоминалось и другое имя, известное, пожалуй, на всю Россию: владыка Лука (Войно-Ясенецкий) - знаменитый архиепископ-хирург.
- Страдалец за Россию, за веру, - сказал о владыке Луке Антоний, архиепископ Красноярский и Енисейский: - Когда сбрасывали колокола и стали уничтожать священников, он, будучи одареннейшим человеком, написавшим великолепную диссертацию по медицине, принимает священство, считая это главным и важнейшим для России. Понимая, какие бедствия будут преследовать Россию, что будет с ним самим, он становится в ряды тех, кого расстреливают.
В этих краях владыка Лука отбывал ссылку. Красноярск, Енисейск, Туруханск хранят память о великом враче, исцелявшем как телесные недуги, так и духовные. В прошлом году в Красноярско-Енисейской епархии архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) был канонизирован как местночтимый святитель-мученик, а ныне, после августовского Архиерейского Собора, он стал всецерковно чтимым святым.
Когда мы вышли из Троицкого собора, была уже ночь. Улицы опустели, поселок погрузился в тихую дрему. Как-то непривычно: уже второй час ночи, а кругом все еще светло. На наших глазах бесконечный закат превращался незаметно в рассвет.
К утру погода резко испортилась. И мы смогли сами испытать все "прелести" здешних мест: до костей пронизывающий ветер, угрюмые тучи, ливень. Над Тунгуской разразилась буря...
Тяжело живется людям в этих краях. Суровая природа тайги и лесотундры, вечная мерзлота. Порой отсутствие электричества и страшная нищета.
Вот что слышали мы от местных жителей:
- Прожить на эту нашу пенсию и нашу зарплату, которую вообще не выплачивают бюджетникам, - практически невозможно. Жалко молодежь. Как мамонты вымирают, последние уже.
- В прошлом жизнь у нас веселее как-то была, энергичней интересней. К чему-то стремились, о чем-то мечтали, а сейчас... Все обещания надоели.
- Передайте депутатам в Думе - пусть они приедут и поживут лет пять здесь, а то им слишком хорошо там. (Что мы с готовностью делаем. - А.Е.)
Государство отвернулось от этих людей, бросило их на произвол судьбы. И для многих теперь единственной опорой становится Божий храм. В одной семье нам рассказали: 
- Согрела нас церковь. Были такие моменты, когда нашей семье было очень трудно в материальном плане. У нас даже нечего было кушать. Мы приходили в церковь, и нам давали крупу, хлеб, делились с нами. По существу церковь кормила нас. А появись у нас что-то - мы торопимся несем в церковь. Церковь - наш настоящий дом.
После миссионерского концерта, на который собралось практически все местное население, мы покидаем землю святого Василия Мангазейского и плывем обратно в Красноярск.
"Жатвы много, а делателей мало". На огромных просторах в сотни и тысячи километров, в самых непроходимых местах разбросаны одинокие вымирающие селения. Почти в каждом когда-то был православный храм. Но сегодня многие церкви разрушены, другие - пустуют. Чтобы прекратилась "мерзость запустения" и на святом месте вновь зазвучали слова молитвы, в каждую из этих деревень необходимо на длительное время посылать священника. Но где же найти сразу столько клириков?
Экспансия религиозных сект в Красноярском крае - серьезная проблема. Кого только сюда ни занесла нелегкая в последние годы! Сайентологи, оккультисты, "Свидетели Иеговы", баптисты. Кстати, баптистский молельный дом внешне очень походит на православный храм, так легче вовлекать новых адептов.
Точно так же не сидят сложа руки красноярские кришнаиты. Есть у них свой "ашрам", по улицам проводятся шествия с бубнами. Их активность не снизилась даже после туринской трагедии, когда кришнаитом был ритуально убит иеромонах Григорий (Яковлев). Более того, через несколько дней после похорон отца Григория по Красноярскому телевидению прошел рекламный фильм, оправдывающий "добрых кришнаитов".
Есть в Красноярском крае и своя диковинка. Называется она "Церковью последнего завета", а попросту - сектой Виссариона. Главная ее база расположена неподалеку от Минусинска, в Курагинском районе. Немало москвичей, продав свои квартиры, отправились в Сибирь строить так называемый "Город Солнца". На сегодняшний день в лагере Виссариона проживает несколько тысяч адептов. Их жизнь сокрыта от посторонних глаз.
Многие из них уже пытаются найти способы вернуться к нормальной жизни, но это не так просто. Это чревато многими трагическими последствиями. Недавно одна девушка лишила себя жизни, такие случаи были и в предыдущие месяцы и годы... Конечно, это результат попустительства властей, которым, очевидно, застят свет доллары, что вложили виссарионовцы в эти земли.
По некоторым сведениям, среди виссарионовцев скрываются даже беглые зэки. Но красноярские правоохранительные органы почему-то боятся трогать это осиное гнездо... Местные жители рассказывают страшные вещи: 
- Насилуют 12-летних девочек! Никакие они не верующие, и Виссарион никогда не был верующим. Сколько уже существует эта секта, а правительство не обращает никакого внимания. Там скрываются преступники. Заняли самые лучшие золотоносные земли. Только сейчас приостановили распоряжение о передаче им земель. Скольких это стоило усилий! Бывший губернатор Зубов почему-то дал волю этой секте.
Впрочем, не только сектанты занимаются активным обращением сибиряков в свою веру. Особую тревогу стал вызывать нарастающий прозелитизм римо-католической церкви.
- Католические священники разъезжают даже по глухим деревням, потому что они хорошо финансируются, - говорит архиепископ Антоний. - Понятно, наши и их возможности - не сравнить. И, представьте, люди рассказывают: приезжал к нам какой-то Тадеуш и нас всех крестил. Он не говорил, что он не православный: я, мол, священник, приехал из Красноярска. Даже не намекал на то, что он от костела какого-то. А когда спрашиваешь католического священника, который у нас в Красноярске служит и указываешь на этот прозелитизм, который происходит просто на глазах, он разводит руками и, как нашкодивший мальчик, говорит: не знаю. Это - недопустимые вещи.
Велика и красива Сибирская земля. Много природных богатств хранит она в недрах своих. Сильные, выносливые люди живут здесь. И до тех пор, пока остается Сибирь православной, - будет она крепкой опорой для всей России. 
Однако не все хотят видеть Россию великой державой. Иностранные религиозные секты, а также римо-католическая церковь продолжают крестовый поход на землю Сибирскую. И если наше государство всерьез не позаботится об охране своего духовного пространства, Сибирь со временем мы можем безвозвратно потерять.