Русский домСодержание №11

 Памятные даты 

ГДЕ ОБЩИЙ ПРАЗДНИК?
А. А. Бобров 

Наши политики делают столько громогласных заявлений и столько обещают, что всего и не упомнить. Например, читатели "Русского Дома" наверняка забыли, что в ноябре 1997 года, к 80-летию Октябрьской революции президент Ельцин заявил по всем СМИ: "Сегодня я подписал указ - поставить общий памятник!". Имелся в виду общий памятник творцам и жертвам революции. А еще раньше Ельцин объявил 7 ноября Днем примирения и согласия. Где этот памятник? И где примирение?..

Призрачный памятник

Мало кто знает, что 21 ноября аж с 1973 года отмечается еще один международный праздник - День приветствий. Вроде бы - пустяк: поприветствовать соседа, коллегу, незнакомого встречного, далекого соплеменника, а смысл - огромный. Я впервые узнал об этой дате, утвержденной ЮНЕСКО, в далеком - так у нас бурно мчится время - 1995 году. Напомнить фон, несколько штрихов тогдашней общественной атмосферы? 
Накануне группа либеральных писателей встречалась с президентом. На встрече Григорий Фридман (Бакланов) ругал Полторанина и обвинил его в смыкании с Зюгановым и Жириновским, а литературная дама цинично заявила, имея в виду будущие выборы: "Верните старым женщинам похоронные деньги, и все их голоса - ваши". Бывший член КПСС, получивший и Госпремию, и госдачу, Булат Окуджава возмущался: "Почему никто не говорит об этом? Есть более страшная вещь, чем фашизм, - это КПСС".
В репортаже из музея А.С. Пушкина на Пречистенке ТВ рассказало, что из-за нищенского финансирования там все пришло в ветхое состояние: горячая вода прорвала трубы и затопила экспонаты.
На экранах обсуждались слухи о попытках Кремля слить ОРТ и РТВ в один канал, "Вести" зачитали обращение к президенту, противясь этому, их поддержала Е. Боннэр. "Мы служили России все эти годы, нам после октября 1993 года Шумейко подарил часы", - так в эфире плакался А. Нехорошев. 
Покойный Л. Разгон в передаче "Без ретуши" вопреки словарю Владимира Даля и всей отечественной литературе утверждал, что слово "патриот" в XIX веке "всегда было ругательным, им пользовались самые темные силы".
Довольно предпосылок для установки общего памятника и горячих приветствий людей из разных лагерей? И вообще - заявление Ельцина, как и многие его похмельные действия, в 1997 году несколько запоздало. Накануне 7 ноября был проведен социологический опрос. Курс либеральных, грабительских реформ привел к тому, что за пять лет резко изменилось восприятие Октябрьской революции и Советской власти. Если в 1992 году 15 процентов опрошенных назвали этот переворот трагедией, то в 1997 году - лишь 7 процентов. Пять лет назад 7 ноября назвал большим праздником всего каждый пятый, а в 1997 году - его таковым считали более половины респондентов.
К тому же малообразованные кремлевские чиновники и "пиарщики", не знающие национального календаря, конечно, не учли, что 7 ноября - красный день календаря, подлинный День независимости России. В пересчете на новый стиль, 7 ноября 1480 года окончательно покинули берега Угры посрамленные войска хана Ахмата, не решившегося вступить в бой с войсками Ивана III, который демонстративно порвал ярлык Золотой Орды. Остатки ее владычества были развеяны на ледяном ноябрьском ветру!
В 1612 году 7 ноября был отслужен в оскверненном поляками Успенском соборе Кремля молебен в честь победы русского оружия и изгнания интервентов из Москвы. Так что память наша поглубже конъюнктурных предвыборных игр.
И вот снова - самый мрачный месяц в году - ноябрь 2000 года, чернотроп, как зовут его в народе за грязные стежки на чистом первом снегу. Принесет ли он примирение и взаимные приветствия в измученную страну? 

Две России

Накануне осени состоялось специальное заседание Совета безопасности, на котором, в частности, выступила директор Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, член Академии педагогических наук Наталья Михайловна Римашевская. Она довольно дипломатично оговорилась: "У нас не было задачи противостоять программе Грефа в целом (ну, понятно - ведь институт правительством финансируется! - А.Б.), но социальная часть документа вызвала большое недоумение. Сложилось впечатление, что его авторы просто не знают страны, в которой живут. У нас давно уже существует две России - богатых и бедных, разница в уровне доходов первых и вторых различна в 100 (!) раз, и в этой ситуации говорить о некоем среднестатистическом россиянине просто невозможно. Различные группы населения нашей страны обладают не только разными материальными ценностями, но и разными возможностями и перспективами, в критическом состоянии находятся молодые специалисты (как, впрочем, и молодежь в целом), пенсионеры, женщины, инвалиды, многодетные семьи. Непосредственная угроза нависла над самим генофондом нации. Однако ничего конкретного о различных группах населения страны в документе нет. Единственная страта, о которой более или менее отчетливо сказано, - это высокообеспеченные граждане, для которых должна быть создана соответствующая их потребностям инфраструктура (казино, хорошие рестораны и дома отдыха). В стране, где почти половина населения живет за чертой бедности и 60 миллионов людей недоедает, это звучит довольно странно". Мягко сказано! Хотя ничего странного здесь нет. Каждый пишет о той страте, научно говоря, которая ему близка, знакома, вожделенна. Собственно, все эти реформы - уже ясно, что не рыночные - были затеяны как раз для того, чтобы гайдары, грефы, черномырдины из правдистов-журналистов, неучей-экономистов, цековских чиновников превратились в законных миллионеров, крупных собственников - не в смысле производства или его организации, а в конечном рваческом итоге владения.
Цифры и доводы - убийственные. Действительно, о каком взаимопонимании, не говоря о согласии, может идти речь, если 5 процентов богатых и очень богатых не только сосредоточили в своих руках производственные отрасли, сырьевые ресурсы и высокую долю текущих доходов, но им принадлежит 75 процентов денежных сбережений, значительная часть которых находится за рубежом и работает на процветание стран-грабителей!
Когда-то либеральная российская интеллигенция с восторгом встретила пьесу Максима Горького "На дне": "Смело, дерзко, приговор самодержавию!". А кому и какому строю звучат приговором эти страшные цифры? Ныне "социальное дно" составляет около 10 процентов городского населения, или 10,8 миллиона человек (взрослое население крупной европейской страны!), в числе которых 3,4 миллиона - нищие, 3,3 миллиона - бомжи, 2,8 - беспризорные дети и 1,3 - выявленные уличные проститутки. А сколько не выявленных и не явно уличных!
Наша статистика работает неповоротливо, но и публикуемые с опозданием цифры ясно характеризуют углубляющуюся тенденцию. Так, за первые два квартала 2000 года число умерших составило 392 тысячи человек - рост 9,5 процента по сравнению с таким же периодом прошлого года, число смертей от отравления фальсифицированным алкоголем - на 45,7 процента. Поскольку правительство разом уравняло налоги с физических лиц (13 процентов и с бедных, и с богатых - для сравнения: сверхбогатые во Франции и Швеции платят в госбюджет 57 процентов от доходов!), а прокремлевская Дума согласилась с этой уравниловкой, приходится резко увеличивать акцизный налог на бензин, табак и тот же алкоголь. 

Каков же итог?

Очень важным в сложившейся ситуации представляется документ с несколько тяжеловатым названием "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви". В нем хотел бы я подчеркнуть два важнейших момента. Церковь будет более активно "проповедовать мир и соработничество людей, придерживающихся различных политических взглядов", допуская различие этих взглядов среди епископата, клира и мирян - за исключением тех случаев, когда политические воззрения будут противоречить Православному вероучению и нравственным нормам Церковного Предания. По-моему, это кредо утишает другой спор, вспыхивающий и на страницах нашего издания: совместимы ли социалистические, советские взгляды с Православием, с обращением к Вере? Миллионы коммунистов и приверженцев социализма были честными тружениками, соблюдали извечные нравственные заповеди, не были воинственными атеистами, порой тянулись к Церкви и уж во всяком случае к православной культуре. А вот фарисеи, начетчики, перевертыши разных мастей не имеют нравственного права торчать в храмах со свечками или заявлять, как Ельцин, что его только Господь Бог может снять.
Второй краткий, но важнейший пункт: Церковь призывает общество к справедливому распределению продуктов труда. По-моему, в мире сейчас нет христианской страны, где бы эта заповедь попиралась так явно и цинично, как в современной России. Тут Церковь сказала свое веское слово раньше и человечней тех политиков, которые уверяют, что пересмотр грабительской приватизации - недопустим.