Русский домСодержание №11

Россия и мир

 ЗАКАТ ЕВРОПЫ И ВОСХОД РОССИИ?
А.А.Михайлов

К 120-летию Освальда Шпенглера

Русский этнос сегодня находится в тяжелом, болезненном состоянии. Как радетели за Россию, так и ее ненавистники единодушны в оценке сложившейся ситуации, которую они считают критической и смертельно опасной для нашего Отечества. В связи с этим хотелось бы обратить особое внимание граждан России, на научно-исторические разработки выдающегося мыслителя Германии XX века - Освальда Шпенглера, вернее, ту их часть, которая посвящена русско-западноевропейским взаимоотношениям и историческому будущему этих двух христианских культур.

"Закат Европы" и его автор

Освальд Арнольд Готфрид Шпенглер родился 29 мая 1880 года в маленьком провинциальном городке Бланкенбурге в семье почтового чиновника Бернхарда и его жены Паулины. Он был поздним ребенком, и как тут не вспомнить, что, по статистике, именно из поздних детей чаще всего получаются выдающиеся государственные деятели или даже гении.
Любимым занятием мальчика было чтение книг, среди которых были и произведения русских мыслителей - Толстого, Тургенева и особо почитаемого им Достоевского. Впоследствии, ради того чтобы читать Достоевского в подлиннике, он даже выучил русский язык.
Своими вдохновителями Шпенглер считал Гете, Ницше и Лейбница. Работа над первым томом основного труда его жизни - "Закат Европы" продолжалась около шести лет и была закончена в апреле 1917 года, когда Ленин уже прибыл в пломбированном вагоне в Россию. Публикация вызвала настоящий фурор. Первый тираж книги раскупили моментально. В мгновение ока Шпенглер превратился в знаменитого философа и пророка, имя которого было у всех на устах. Написание второго тома потребовало еще пять лет. Сенсацией века стал выход в свет этого двухтомника.
В чем же причина головокружительного успеха исторических изысканий Шпенглера? По словам самого автора, цель написания работы заключалась в том, чтобы с ее помощью можно было предопределять историю развития человечества. Шпенглер блестяще справился с этой грандиозной задачей. по сей день, ему удалось создать методологическую основу, которая может превратить историю в науку высокого эвристического уровня. К сожалению, его методология пока не востребована в современном научном мире.
"Закат Европы" - выдающееся достижение философско-исторической мысли, которое вносит значительную ясность в понимание прошедших эпох и позволяет прогнозировать дальнейший ход всемирной истории, что коренным образом меняет веками сложившееся представление о механизме протекания исторического процесса. Попытки решения подобной задачи неоднократно предпринимались целым рядом мыслителей, но до Шпенглера так никому и не удалось выйти за рамки тривиальной методологии - описания исторических событий и их произвольного толкования.

Европа и Россия

Никакой коммунистической перспективы в историческом будущем человечества Шпенглер не увидел. К тому же он отзывался о большевиках довольно непочтительно, и естественно, что его имя в коммунистической России мало кому было известно. "Закат Европы" полностью опубликован у нас буквально в канун третьего тысячелетия. И тем не менее это событие уже само по себе глубоко символично, так как согласно прогнозам Шпенглера, именно в третьем тысячелетии Россию ожидает необычайный интеллектуальный взлет и роль лидера грядущего периода исторического развития человечества.
Что же представляет собой теория Шпенглера? Согласно ей всякая культура, подобно отдельному человеку, переживает возрастные этапы развития. Зарождается культура в тот момент, когда благодаря новейшему религиозному мироощущению из первобытного душевного состояния вечно детского человечества выделяется и пробуждается к исторической жизни великая народная душа. Процесс зарождения молодой культуры проходит несколько стадий (зачатие, рождение и детство), которые теснейшим образом связаны с молодостью и активной исторической жизнью предшествующей "материнской" культуры. Далее, по прошествии многих столетий своего детства, юная культура начинает взрослеть, как губка впитывая добытые до нее интеллектуальные достижения. Историческое существование любой культуры - это целый ряд великих эпох. Когда же конечная цель достигнута, все изобилие внутренних возможностей культуры реализовано, культура застывает, силы ее надламываются и она умирает. Но смерть культуры вовсе не означает обязательного исчезновения данного этноса. Исторически умерший народ просто возвращается в свою первобытную душевную стихию. 
Мы, говорит Шпенглер, люди западноевропейской культуры, - явление, ограниченное промежутком времени между 1000 и 2000 годами после Рождества Христова. Таким образом, Западу, пока у него еще есть в запасе остаток старческих сил, остается только возможность распространения своего влияния во внешнем мире. В свое время, перед тем как умереть, престарелая античность тоже необъятно разрасталась с кажущейся юношеской силой, передавая свои достижения тогда еще совсем юной арабской культуре Востока. Затем умирал Восток и передал все молодому Западу. Сегодня западноевропейская культура передает эстафету русской православной культуре.
Процесс смены культур на мировой исторической арене всегда сопровождается беспощадной борьбой за лидерство. В этой суровой борьбе не на жизнь, а на смерть молодая культура по своей наивности и неопытности вначале несет колоссальные потери, но в конце концов именно она выходит победителем. Нам необходимо было пройти через западничество, которое втиснуло юную русскую душу вначале в чуждые ей формы высокого барокко, затем Просвещения и, наконец, в западную культуру XIX столетия. Этот процесс берет начало с основания Петербурга (1703 г.). Московский царизм был мимикрирован Петербургом в династическую форму Западной Европы. Отныне Россия управлялась светской дипломатией, с лицом, повернутым на Запад. Западничество, воплощенное в личности Петра Великого, на целые столетия подменило прорусскую тенденцию в развитии нашей отечественной культуры. Широкое распространение западничества в России поставило вне закона прорусски настроенную часть населения. Петр I является злым роком русскости, ему даже пришлось казнить собственного сына-русофила. У Романовых не было выбора, хотя, казалось, что вполне можно было бы подойти к перспективе развития своей державы в родном русском духе. К великому сожалению, такой исторической перспективы в то время для России просто не существовало. Русскому народу, как и всякому нормальному ребенку, не хотелось расставаться с блаженным состоянием своего детства. Всей своей юной душой Россия желала жить вне мировой истории, но это невинное желание было жестоко подавлено властями. Численность населения России при этом уменьшилась чуть ли не на треть! В краю с его изначальным крестьянством, как нарывы, стали гнездиться города, отстроенные в западном - чуждом - стиле. Города эти для русских людей были фальшивы, неестественны до самого своего нутра. "Петербург самый отвлеченный и умышленный город на всем земном шаре", - замечает Достоевский. 
До внедрения западничества не было в России никакой буржуазии, вообще никаких сословий в подлинном смысле этого слова, но лишь крестьяне и господа. Послепетровское высшее российское общество являлось миром, стоящим особняком, продуктом западной культуры, чем-то чуждым и грешным для русского народа. В противовес западничеству самостийный русский национальный инстинкт с враждебностью, олицетворенной в Толстом, Аксакове и Достоевском, очень правильно отграничивает молодую "матушку Россию" от с т а р о й "Европы". Аксаков пишет Достоевскому в 1863 году: "Первое условие освобождения русского народного чувства - это от всего сердца и всеми силами души ненавидеть Петербург". Москва - святая, Петербург - сатана. Настоящая апокалипсическая ненависть направляется против Европы. В распространенной народной легенде Петр Великий появляется как антихрист. Все, что потом возникает вокруг, - неистинно и нечисто. Это высшее избалованное общество, пронизанное духовностью чуждого искусства, чуждых общественных сословий, чуждое народу государственное устройство с его цивилизованной дипломатией, судопроизводством и администрацией. В это предвремя русского этапа в мировой истории человечества религия была единственным языком, на котором русский человек был способен понять себя и мир.
У Москвы как у города не было собственной души, высшее общество было западным по духу, а простой народ нес душу родного края в себе. Такое дуалистическое состояние России продолжалось в течение двух столетий. Между этими мирами русской культуры не существовало никакого понимания, никакой взаимосвязи, никакого прощения. 

Развитие русского самосознания

К началу XX века Россия взяла от увядающего Запада все, что ей было нужно для самостоятельной исторической жизни. Необходимость в западничестве отпала, и западники оказались не у дел. Наступает новый период в истории нашего Отечества: долгожданный возврат его официальной политики на прорусские позиции. Но если основание Петербурга и преследование русскости в России было первым деянием "антихриста", то революционное уничтожение самих себя - высшего российского прозападного общества - было вторым его кровавым деянием. В то время западники имели в России колоссальный политический и финансовый капитал, ни о каком добровольном отказе их от власти и речи быть не могло. Низвержение западничества представлялось далеко не простой задачей и оказалось посильно лишь для большевиков. Начиная с октября 1917 года русские люди западного миропонимания и сочувствующие им отстраняются от власти. Размах большевистской революции зиждился на давнем заветном желании России исцелиться от западничества. Русский народ, который еще со времен Петра тосковал по своей собственной жизненной форме, по своей собственной будущей истории, потихоньку сбрасывает с себя все чужое, нерусское.
Победа коммунистов в России заменила власть западников на значительно меньшее зло для русских - интернационализм. Равенство прав представителей разных культур без ассимиляции примитивов неизбежно приводит их к мимикрии и паразитированию. В последние годы советской власти ежегодные дотации национально-территориальным автономиям достигали семидесяти миллиардов долларов. Представители национальных меньшинств с помощью взаимной поруки заняли почти все управленческие должности на территории Советского Союза. Такое развитие событий еще задолго до хрущевской оттепели предвидел Николай Рубцов, который писал:

Россия, Русь, храни себя, храни.
Смотри, опять в леса твои и долы 
Со всех сторон нагрянули они, 
Иных времен татары и монголы.

Нынешний паразитический национализм нацменьшинств России - это доведенный до полного абсурда интернационализм, при котором каждая нация делает то, что умеет. Русские умеют работать, и они работают, нацмены в силу ветхости своих культур не способны в современном мире работать на равных с русскими, но, имея равные с ними права, они мимикрируют, кучкуются, проталкивают друг друга на руководящие посты, воруют, паразитируют и мешают нам, русским, обихаживать державу.
Представители разных культур - это люди абсолютно разных интеллектуальных возможностей; при использовании многонационального населения в народном хозяйстве необходима определенная градация, учитывающая менталитет той или иной культуры. В противном случае развал экономики неизбежен.
Внутриполитическая ситуация, сложившаяся в России к концу XX века благодаря интернациональной политике коммунистов, привела к новой революции, к так называемой перестройке - восстанию демократов, этих разочаровавшихся интернационалистов, против собственной власти. И все пошло по тому же сценарию, что и в случае с западничеством. Но на этот раз произошло отторжение от России как ее западных мятежных территорий, так и южных. Имеет место и изгнание прозападной интеллигенции за границу, на этот раз, правда, добровольное.
"Перестройка" Горбачева положила начало второго, последнего, этапа в деле освобождения русской культуры от чужеземного гнета. Времена меняются, и сегодня русская культура уже настолько сильна, что даже в одиночку может противостоять любому союзу враждебных сил, не идя с ними на компромиссы, ущемляющие наши русские интересы. Скорее, наоборот, уступать придется Западу и нацменам, и чем дальше, тем больше. Потому что пришло наше время! И в недалеком будущем русский народ наконец-то сможет позволить себе жить по-русски, а кто попытается этому помешать, будет серьезно наказан. Желающие непременно найдутся. Науськанная Западом сумасшедшая Чечня уже попыталась, кто следующий? Пугать Россию тем, что она станет жертвой чеченской войны, можно только от большого отчаяния.
Находясь сегодня у власти в России, нацмены-шовинисты, сами того не подозревая, активно способствуют пробуждению русского национального самосознания. Боже ты мой, какие кровавые изуверские надругательства над огромными массами русских людей оказались необходимыми для вытравливания глубоко въевшегося в наши души интернационализма - чувства, достойного лишь для безродного, безнационального быдла! Патологические русские интернационалисты по сути своей являются пособниками нацменов, этих современных поработителей России. Жаль русских стариков-интернационалистов, которые в непонимании всеми своими старческими силами препятствуют развитию русского самосознания.
И все же, несмотря на повсеместное засилье нацменов - этой основной враждебной нам силы, именно западничество, опирающееся на поддержку единственной конкурентоспособной из всех предшествующих нам культур, является главным врагом русскости.
В своем многоаспектном "Закате Европы" Шпенглер пророчески предвидит современную русскую национальную идею, которая, по его мнению, заключается в полном искоренении западничества и во всестороннем развитии православного русофильства. Православного не в смысле поголовной ортодоксальной набожности, а в смысле абсолютного преобладания в российском обществе православного мировоззрения и миропонимания.
Отстаивание устаревших национальных идей, таких, как языческая, западная или коммунистическая, - это не только исторический анахронизм, но и обыкновенное жульничество паразитирующих верхов, этих обреченных политических течений, а также свидетельство дремучей наивности их низов. Жизнь продолжается, как ни старайся, старого не вернешь. Все, что встанет на пути исторического процесса, будет безжалостно уничтожено самой жизнью.
Интересно мнение Шпенглера по поводу демократической идеи, навязанной нам сегодня бывшими коммунистами. Демократия, согласно его утверждению, - это абсолютно нежизнеспособная химера, которая не только не имеет никаких шансов на выживание, но и просто того не заслуживает. Ибо коррупция политических партий, манипуляция общественным сознанием и превращение парламентских выборов в комедию составляют неотъемлемую черту демократии. Из чего следует соответствующий вывод: в России сегодня не какая-то там очень уж плохая демократия, а, как и везде, вполне нормальная, традиционно поганая.
У древних в ходу было такое проклятие: "Чтоб жить тебе, несчастный, в эпоху перемен". Эта нелегкая доля как раз и досталась нам, ныне живущим. Прямо на наших глазах в тяжелейших мучениях осуществляются восход русской культуры, а также закат и предсмертные судороги культуры западной. Глашатай старушки Европы - радиостанция "Свободная Европа", транслируя свои провокационные антирусские передачи на территории России, довольно часто использует текстовую заставку: "Европа объединяется! Европа вновь становится юной!". Мечтать, конечно, не запретишь, но по поводу подобных заявлений очень метко сказано у Лермонтова: "Дурак и старая кокетка - все равно".
Около ста веков продолжается историческое существование человечества. Грядущий русский этап, судя по всему, - это последняя ступенька в мировом историческом процессе. Далее будет иметь место невероятный по своим масштабам социальный катаклизм, связанный с тем обстоятельством, что все задачи, стоящие перед глобальным историческим процессом, будут решены. Мы, русские, поставим последнюю точку в этом большом деле, и история завершится. В результате на какое-то время человечество потеряет цель своего дальнейшего существования. Состояние неопределенности в мировом масштабе - это вам почище любой перестройки, а по своим последствиям вполне сравнимо с концом света. Когда же наступит этот давно обещанный нам апокалипсис? Или, что то же самое, сколько времени еще продлится русский этап во всемирной истории человечества? 
На этот вопрос можно ответить, вспомнив пророческое видение святого праведного Иоанна Кронштадтского о судьбах России и мира: "И увидел я массу народа с радостными лицами, а в руках кресты, хоругви и свечи, а посреди, между толпой стоит высокий престол на воздухе, золотая царская корона и на ней написано золотыми буквами: "На малое время". Так что, скорее всего, нам все-таки не много осталось.
Для того, чтобы и в рамках этого "малого времени" прогнозировать судьбу человечества, нам весьма пригодятся как работы И.А. Ильина, И.Л. Солоневича и многих других русских мыслителей, работавших в этом направлении, так и открытия Освальда и Шпинглера.России полезно не гнушаться работами Н.Я. Данилевского, Л.А. Тихомирова, И.А. Ильина, И.Л. Солоневича и многих других русских мыслителей, работавших в этом направлении. С его помощью человечество имеет возможность разобраться со своим прошлым, настоящим и будущим и в какой-то степени оптимизировать исторический процесс. Так, например, заранее готовиться к неотвратимым социальным катаклизмам и свести к минимуму их роковые отрицательные последствия.