Не в бровь, а в глаз

НАУКА ЖИЗНИ ПО ГУРЕВИЧУ
А.М.Бахманов

Сейте разумное, доброе, вечное.
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ...
(Н.А. Некрасов. "Сеятелям").

Современным родителям зачастую недосуг заглянуть в учебники, по которым учатся их дети. 
А зря... Вот одно из пособий для 9-го класса общеобразовательной школы, изданное более чем миллионным тиражом. Называется оно "Учебник жизни".
"Я сам в различных жизненных ситуациях", - так формулирует автор учебника, доктор философских наук, профессор П.С. Гуревич задачу своего произведения. И трудно не согласиться с такой постановкой проблемы, не правда ли? Какую профессию выбрать? Как относиться к одноклассникам иной национальности и пола? Как себя вести, когда на улице пристанут проповедники какой-нибудь религиозной секты и начнут совать в руки литературу? Да мало ли какие ситуации возникают у современного подростка, в которых поможет разобраться школьный учебник...
Но автор его предлагает не полагаться только на научное знание: "Любую идею надлежит оценивать по ее основанию... Мистик излагает знание, которое добыто им в мистическом опыте. Философская идея - это вдохновение мысли, дерзновение духа... наиболее значительные интуитивные догадки рождаются в философии не только на фундаменте реального знания, но нередко и вопреки ему". 
Чтобы еще сильней аргументировать тезис об относительной ценности знаний и противоречивом их воздействии на мир, автор на трех (!) страницах повествует школьникам о визите в "сатанинскую церковь" в Сан-Франциско со своим приятелем Джеком Гриббинсом, пересказывающим автору "библию сатаны" и уверяющим, что если бы инквизиция не уничтожила сотни ученых, то "конец" уже наступил бы... У алтаря "церкви" красуется девица "в натуральном виде" - автор называет это "остроумной и неожиданной находкой" (?!). В общем, идет демонстрация "широты взглядов", ироничности и "незакомплексованности" автора. 
Он определяет философию как "кладезь всяческих возвещений, многие из которых вообще не имеют под собой непосредственных теоретических оснований. Подчас эти откровения наивны, лукавы, безрассудны, оскорбительны для здравомыслия".
"Что же это за возвещения?" - подумал я, и через несколько страниц наткнулся на одно из них: "Всегда, например, считалось, что предельная свобода индивида находит свое выражение в акте самоубийства" (с. 214). Судя по статистике суицидов (включая подростковые), мы действительно живем в свободном государстве... 
Но меня смущает фраза: "всегда считалось...", как будто вы нигде не найдете прямо противоположной точки зрения! В христианской традиции, в частности, самоубийство считается одним из самых тяжких грехов. Церковь у нас, конечно, отделена от государства, но неужели экзистенциализм с его специфическим отношением к самоубийству стал официальной идеологией и его теперь пропагандируют в государственных школах?
Учебник написан так, словно Россия уже является добровольно примкнувшим к США 51-м штатом. Он иллюстрирован героями телесериалов о Тарзане; идеальные образы женщины и мужчины - Шварценеггер и Твигги (есть ли хоть один процент нынешних девятиклассников, знающих, кто это такая?..), идеальные артисты - Б. Бардо и М. Монро, М. Брандо и Д. Дин...
Проблематика творчества Пушкина, Толстого, Достоевского, Чехова, зарубежных авторов, имеющаяся в школьной программе, крайне слабо представлена в этом пособии. Зато в пособии нашлось достаточно места для длинных ссылок на роман Шеридана "Кармилла" в главах "Пуританская любовь", "Вампиры и совратители" (включая альковную сцену с вампиром), описаний торжественных процессий вокруг священных изображений фаллоса и прочих обрядов оргаистического культа Осириса и Исиды, цитирования романа Хаггарда "Она" или книги "известного поэта" Д. Рассела "Светильник Видения" и столь же "известного" немецкого поэта Эйхродта (с. 248).
Автор - специалист по зарубежной философии, и это ощущается во всем - даже в выборе тем. Не уверен, что знание "Эроса древних космогоний", "куртуазной любви", "пуританской любви", информация о "вампирах и совратителях" - а именно так называются параграфы - являются абсолютно необходимым составным элементом государственного стандарта образования для 9-го класса. Равно как и темы 11-12 (стержневые в философии экзистенциалистов) "Чего я страшусь?" и "Умру ли я?".
А из главы 10, посвященной любви, наши дети узнают из уст профессора-философа, что "ребенок любит своих родителей потому, что они ему нужны" (с.253). В конце главы детям для обсуждения предлагается "Сравните и раскройте взаимосвязь понятий любви, эроса и секса" (с.257). 
В списке ключевых слов, призванных облегчить и закрепить изучение каждой из тем, вы найдете понятия "некрофилия" и "астрал", "медитация" и "культуризм", "духовная космическая сущность"... Кстати, в этом списке ключевого слова "Родина" нет даже в главе 8, названной "Что для меня свято?".
У автора есть специфический набор любимых им философов, которых он и навязывает школьникам. Если употреблять общепринятый индекс цитирования как критерий значимости философа, то величайшим философом прошлого века школьники вынуждены будут считать Н. Бердяева. Другой любимый философ автора, цитируемый на полстраницы, Шопенгауэр (с. 28, 175, 176, 213, 291). Есть еще Ницше и "один из крупнейших философов XX века Мартин Бубер" (автор написал о нем книгу). О вкусах, как известно, не спорят, но при чем здесь девятиклассники?
Язык пособия вряд ли доступен даже студентам философского факультета: "Философскую идею толкуют, допустим, как естественнонаучное представление. Мистическое провозвестие обсуждают с позиции здравого смысла. Психологическую методику воспринимают как философское озарение..."; "Данная установка сильно потеснила интуитивно-созерцательные формы постижения реальности" (с.8); "Феномен страха мы можем распознать, обратившись к той символике, которая рождена, чтобы справиться с ним". А может, это и к лучшему - в том смысле, что не станут читать девятиклассники эту напыщенную смердяковщину.
Стоило ли писать учебник и вводить новый школьный курс только для того, чтобы сказать, что жизнь - сложная и неоднозначная штука, что человек многолик и "новый образ человека не складывается"? Что задача понять человеческую природу "наталкивается на непреодолимые трудности", и даже "комплексные усилия не всегда приводят к глубоким и значительным достижениям", а познание человека - "бесконечный процесс". Познание тайн физики, биологии также бесконечно, но это не мешает писать и издавать полноценные учебники и по физике, и по биологии...