Юбилей

А.К. ТОЛСТОЙ 
А.А.Москалев.

125 лет со дня рождения

Господь меня готовил к бою,
Любовь и гнев вложил мне в грудь,
И мне десницею святою
Он указал правдивый путь.
Алексей Константинович Толстой

В прощальную пору золотой осени - 10 октября (по старому стилю) 1875 года - в своем имении Красный Рог Черниговской губернии (ныне - Брянская область) угас великолепный поэт, драматург, прозаик Алексей Константинович Толстой. Можно было бы добавить - недооцененный, но по здравому разумению становится понятно, что Толстой - двоюродный брат Льва Николаевича - всегда занимал выдающуюся роль в русской культуре.
Кто из на не помнит со школы щемящие строки: "Колокольчики мои, цветики степные..."? Чье влюбленное сердце не сжималось от пронзительных строк романса "Средь шумного бала, случайно..."? Кто не зачитывался в юности, открывая драматичность и величие родной истории, романом "Князь Серебряный"? Это лишь сегодня, при распылении русской книжной культуры, молодые могут знать фильм с Игорем Тальковым в главной роли, не ведая, кто же автор "идеи"... Кто не зачитывался "дубовыми" афоризмами и напыщенными перлами Козьмы Пруткова? Создателем этой неповторимой литературной маски вместе с двоюродными братьями Жемчужниковыми был тот же Толстой.
Но особая и мало воспринимаемая сегодня стать: историко-драматический талант Алексея Константиновича. Потомок последнего гетмана Украины Кирилла Разумовского еще в юном возрасте был определен "студентом" в Московский архив министерства иностранных дел. В обязанности "архивных юношей", принадлежавших к знатным дворянским родам, входили разбор и описание старинных документов. И там Толстой, писавший стихи с шести лет, соединил свое пылкое воображение, любовь к русской песн6е и литературе с глубочайшим постижением древней истории. Потом государственная служба (он дослужился до камер-юнкера, до звания обожаемого им Пушкина, а после окончания Крымской войны в день коронации Александра II был назначен флигель-адьютантом) дала ему глубокое знание основ и скрытных пружин самодержавной русской власти и так называемых властных коридоров. Но свет и служба тяготили его: "Я думал... что мне удастся победить в себе натуру художника, но опыт показал, что я напрасно боролся с ней. Служба и искусство несовместимы". Добившись бессрочной отставки, Толстой живет и творит в своем имении Красный Рог. "Если Париж стоит обедни, то Красный Рог со своими лесами и медведями стоит всех Наполеонов". Здесь-то, в раздольной глуши, он и создает свои зрелые шедевры.
Одним из величайших достижений отечественной драматургии безусловно явилась трилогия о Смутном времени: "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Федор Иоаннович", "Царь Борис". Центральная драма трилогии в течение тридцати лет (!) не допускалась цензурой на сцену, как пьеса, "колеблющая принцип самодержавия". И недаром родившийся в 1898 году МХАТ начал свое блистательное восхождение на российский Олимп с пьесы "Царь Федорович Иоаннович". Публика стала в восторге и в глубочайших раздумьях. Чем же задела и покорила ее пьеса? Конечно же, высочайшим литературным уровнем, гибкими ямбами, тонкой психологичностью выведенных характеров и... жгучей злободневностью страстей конца XVI века. В прямом указании - "Проекте постановки на сцене трагедии: "Царь Федор Иоаннович" автор выводит основную идею: "Две партии в государстве борются за власть: представитель старины, князь Шуйский, и представитель реформы, Борис Годунов. Обе партии стараются завладеть слабовольным царем Федором как орудием для своих целей". Не то же начиналось в России на рубеже XIX и XX веков? Не то же ли, увы, происходит в наши трагические времена - борьба за влияние? Вот первые же слова пьесы - обращение Андрея Шуйского к духовным:

Да, да, отцы! На это дело крепко
Надеюсь я. Своей сестрой, царицей,
Сидит правитель Годунов. Он ею
Одной сильней всего боярства вместе;
Как вотчиной своею, помыкает
И Думою, и церковью Христовой,
И всей землей...

Узнаете, читатели, вечную трагедию власти? То царица Ирина, то правитель Борис, то дочка Таня, через златолюбие которой осуществляется "доступ к телу". Ну и, конечно, появляется свой спаситель Отечества, который бы справедливо заявляет:

Когда земля, по долгом неустройстве,
В порядок быть должна приведена,
Болезненно свершается целенье
Старинных ран. Чтоб здание исправить,
Насильственно коснуться мы должны
Его частей...

Касались насильственно и частей, и целого государства - веками. Запад всегда в этом помогал, потом и международный еврейский капитал присоединился. Чем это оборачивалось? Смутным временем после волевого, но неправедного правления Годунова, развалом Российской империи (СССР) в конце XX века...
Вот потому и написал свою ироническую краткую "Историю государства Российского от Гостомысла до Тимашева", коснувшись и Годунова, патриот Толстой: 
Чуть-чуть было порядка
В земле он не навел.
Вечно нам этого "чуть-чуть" не хватает: "Земля наша обильна, порядка ж нет как нет..."
Перечитайте глубоко народную лирику, баллады, прозу графа Толстого и сразу поймете, почему все современники, даже враги, отмечали его ум и благородство. Не щедрый на похвалы Бунин восторгался: "Совершенно удивительный был человек..."