Будь верен до смерти

СОБОР НОВЫХ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ
А. В.Полушин

Так уж получается в нашей жизни, что горе и радость идут рядом. В страшные дни августа произошло праздничное и светлое событие - Архиерейский Собор причислил к лику святых 1154 мученика и исповедника, в земле Российской просиявших. Такого в Русской Православной Церкви еще не было.

20 августа. Храм Христа Спасителя. Совершается Божественная литургия, на которой в присутствии предстоятелей всего православного мира идет чин Прославления новомучеников и исповедников российских, пострадавших за Христа в трагическом XX веке.
Гонения на Русскую Православную Церковь начались уже в 1917 году. Своего апогея они достигли в предвоенные годы. Только за один 1937 год было расстреляно 85300 священно- и церковнослужителей.
Из алтаря выносят икону - Собор новых мучеников и исповедников российских. Патриарх Алексий Второй, а за ним другие предстоятели поместных православных церквей с душевным трепетом идут поклониться тем, кто был верен даже до смерти и своею кровью послужил основанием для возрождения Церкви.
В главной части иконы представлен собор святых, предстоящих в прославленном состоянии. В центре, олицетворяя принцип верховной власти, противостоящей хаосу, - изображения Царственных мучеников.
Сонм новопрославленных святых угодников Божиих представлен на фоне храма Христа Спасителя - символа страданий и возрождения Русской Церкви.
Вверху, над образом Церкви воинствующей, в деисусном чине изображение Церкви торжествующей. В центре - Спаситель, поясняющий смысл мученичества как следование Господу Иисусу Христу по крестному пути. За святыми и апостолами I века новой эры следуют русские святые, начиная от равноапостольного князя Владимира до праведного Иоанна Кронштадтского. Так свидетельствуется неразрывная связь времен.
Третья часть иконы состоит из боковых клейм с изображением мученических подвигов. Первое клеймо - страдания святых новых мучеников на Соловках. Святыня, прославившаяся в русской истории с ХV века подвигом преподобных Зосимы, Савватия и Германа, стала местом заключения и массовых казней. Так церковь вслед за Спасителем взошла на свою Голгофу.
На втором клейме - священномученик Петр (Полянский) местоблюститель Патриаршего Престола. В верхней части он изображен по сохранившейся фотографии - сидящим в заключении в зимовье Хэ, рядом - Ледовитый океан. Во всем его облике - несломленная духовная сила, и даже сцена убийства святителя в нижней части не может нарушить это царственное состояние торжества духа над плотью.
Суд над священномучеником Вениамином и с ним пострадавшими - таково содержание третьего клейма. В 1922 году святитель Вениамин, верный соратник патриарха Тихона, вместе со своей паствой воспротивился изъятию священных сосудов из Церкви. За это они были приговорены к смерти. Перед нами - сцена неправедного судилища, где судья клевещет, а подсудимый в ответ на приговор благословляет.
Четвертое клеймо посвящено страдальческой кончине двух праведников - священномученика Андроника, архиепископа Пермского и Соликамского, и священномученика Гермогена, епископа Тобольского и Сибирского.
Оба святителя пользовались глубоким почитанием верующих. Зверские расправы над ними были произведены почти одновременно в июне 1918 года. Архиепископ Андроник был зарыт живым в землю, епископ Гермоген утоплен в реке Тобол с камнем на шее.
Разорение одной из величайших святынь русского народа - Троице-Сергиевой лавры и осквернение мощей Преподобного Сергия Радонежского - тема пятого клейма. В 1920 году лавра была закрыта. По грубой фальшивке, обвиняющей наместника монастыря архимандрита Кронида в заговоре, он был арестован и расстрелян в 1937 году на Бутовском полигоне. Ныне также причислен к лику священномучеников.
Трагедия в Алапаевске (шестое клеймо) 5 июля 1918 года. Святых Великую княгиню Елисавету и ее келейницу Варвару вместе с Великим князем Сергеем Михайловичем, князем Владимиром Палеем, еще тремя князьями и преданными слугами сбрасывают в шахту. Последними словами преподобномученицы Елисаветы были слова Спасителя: "Боже, прости им, не ведают, что творят".
Седьмое клеймо: "Святейший Патриарх Тихон в заточении в Донском монастыре благословляет верующих со стены, куда ему разрешалось выходить из келлии. В их лике Патриарх благословляет весь православный русский народ.
Убийство царской семьи в Екатеринбурге в доме Ипатьева 17 июля 1918 года.(Восьмое клеймо) Безобразные позы палачей. Смирение и в то же время величие их жертв, ставших в нашей памяти подлинным примером малой Церкви. Черный фон подвала не в силах поглотить белизну образов Царственных мучеников.
Девятое клеймо - массовый расстрел праведников в Бутове. В 30-ые годы здесь были уничтожены десятки тысяч невинных людей. Осужденных привозили ночью, расстреливали и тут же зарывали в огромных ямах. Ныне в Бутове поставлен крест и воздвигнут деревянный храм.
Фигуры солдат в болотно-землистых шинелях (десятое клеймо) целятся в группу праведников в красных облачениях - символе огненности, непреклонности веры. Вскоре после революции крестные ходы стали формой протеста против террора и гонений на Церковь. Противоборство двух непреклонных сил: те, кто пал, уйдут в вечность, убийцы - сгинут без следа.
Одиннадцатое клеймо повествует о праведной кончине священномученика Владимира, митрополита Киевского. Святитель Владимир первым из епископов принял мученический венец от рук богоборческой власти. Твердо выступая против антицерковных, раскольнических действий в украинском духовенстве, святитель Владимир еще при жизни был удостоен имени Всероссийского митрополита.
Образ безымянной святой жены с детьми (двенадцатое клеймо). Безвестные монахини, жены и сестры духовенства, простые прихожанки погибали в лагерях и тюрьмах. Оставшиеся на свободе непоколебимо стояли в храмах в самые беспросветные годы. На них лежало воспитание детей, потерявших отцов, многих из которых забирали прямо с Божественной литургии, врываясь в алтари, оскверняя святыни.(Тринадцатое клеймо)
На четырнадцатом клейме - разорение Саровской обители, похищение мощей преподобного Серафима. Горечь страданий завершает пятнадцатое клеймо с изображением убиения святителя Кирилла, митрополита Казанского, до конца своих дней не смирившегося с униженным положением Церкви. В момент, предшествующий своей гибели, святитель молится, обращенный ликом к нам. Он как будто провидит возрождение Церкви, слышит нашу молитву, верит в покаяние в грехе богоотступничества земного Отечества нашего.

Святые новомученики Российские, молите Бога о нас!