Русь Православная

АРХИЕРЕЙСКИЙ ЮБИЛЕЙНЫЙ СОБОР

"В эти торжественные юбилейные дни мы обращаем свой взор на полную драматизма и жертвенности историю Русской Православной Церкви в минувшем столетии. Пережив беспрецедентные гонения, Церковь наша украсилась сонмом новомучеников и исповедников, пострадавших за веру Христову. Их подвиг укрепил Церковь, стал ее непоколебимым основанием. В горниле испытаний закалились сердца верных чад Божиих, бережно пронесли они огонь веры Христовой и своим примером многих обратили к Богу... 
Духовное возрождение, переживаемое нашим народом, очевидно для всех. Русская Церковь сумела восстановить тысячи разрушенных и оскверненных храмов, возродить систему общедоступного православного образования, развернуть программу социального служения, занять подобающее ей место в системе общественных отношений. Но главное совершающееся на наших глазах чудо Божие состоит в обретении веры и обращении ко Христу Спасителю миллионов наших соотечественников, духовную память которых оказались бессильны помрачить все усилия воинствующего государственного атеизма. Воистину, "благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе! (Кор. 2. 14)". 

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 

Александр Николаевич Крутов:
- Прошедший Архиерейский Собор стал одним из эпохальных в истории Русской Православной Церкви. К лику святых было причислено 1154 человека. Мы попросили рассказать об этом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых.

Митрополит Ювеналий:
- Собор рассмотрел материалы о 814 подвижниках, чьи имена известны, и 46 подвижников, имена которых установить не удалось, но о которых достоверно известно, что они пострадали за веру Христову. Свидетельства об этих святых поступили из 30 епархий и 5 ставропигиальных монастырей. 
К этому числу 860 подвижников в Собор новомучеников и исповедников 
Российских для общецерковного почитания включены имена 230 ранее прославленных новомучеников в лике местночтимых святых. 
Рассмотрев вопрос о канонизации Царской Семьи, члены Собора приняли решение о прославлении Императора Николая II, Императрицы Александры и чад их: Алексия, Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии как страстотерпцев в Соборе новомучеников и исповедников Российских. 
Собор принял решение об общецерковном прославлении подвижников веры и благочестия других времен, подвиг веры которых был иной, чем у новомучеников и исповедников. Среди них: митрополит Макарий (Невский; 1835-1926), занимавший с 1912-1917 годы Московскую кафедру, ревностный миссионер, просветитель алтайского края, молитвенник и аскет, обильно облагодатствованный дарами Святого Духа; протоиерей Алексий Мечев (1859-1923) - "старец в миру" как его называли современники; иеросхимонах Алексий (Соловьев; 1846-1928) - старец Зосимовой пустыни во Владимирской епархии. Многих вел он к спасению души, совершая знамения и чудеса, призывал к покаянию, к поиску "единого на потребу" (Лк. 10:42); иеросхимонах Серафим Вырицкий (Муравьев; 1866-1949) - еще будучи мирянином отличался не только высоким православным благочестием, но и поистине чудесным даром духовного утешения всех "страждущих и обремененных", которые встречались на его жизненном пути; 34 преподобномученика Спасо-Преображенской Валаамской обители. 20 февраля1578 года "18 достоблаженных старцев и 16 послушников мученически истреблены за твердость в православной вере"; митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич; 1697-1772) - ревностный святитель Церкви, принявший мученическую смерть за Христа и Его Церковь, почитаемый народом Божиим за смиренное перенесение скорбей и нестяжательность; епископ Пензенский Иннокентий (Смирнов; 1784-1819) - праведник, почитаемый за аскетическое житие и чудеса, совершаемые по его молитвенному предстательству; архимандрит Макарий (Глухарев; 1792-1847) - почитаемый за праведное житие, равноапостольные труды по переводу Священного Писания и распространению на Алтае веры Христовой; 
Архиерейский Собор принял решение прославить как общецерковных святых в лике преподобных иеросхимонаха Иова, в схиме Иисуса, Анзерского, и Оптинских старцев: иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768- 1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922); иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1853-1928); как преподобноисповедника иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931); как преподобномученика архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938).
Всего, как вы совершенно справедливо заметили, было канонизировано 1154 подвижников веры и благочестия.

Александр Николаевич Крутов:
- Впервые Православная Церковь приняла документ под названием "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви". Мы спросили митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений, что скрывается за этими сухими строками, - тем более, что работала над этим Синодальная рабочая группа под его руководством.

Митрополит Кирилл:
- А скрывается вот что. Христианин должен в жизни своей руководствоваться не от "ветра головы своя", а определенными принципами христианской нравственности. Все мы знаем, что нельзя красть, обманывать, и так далее. Это все очень ясно. Но дело в том, что сегодня Церковь и каждый из нас проходит через такие коллизии, такие жизненные ситуации, которые как бы не покрываются предыдущим образом жизни Церкви. Совершенно новые проблемы! Ну, допустим, междоусобная брань под лозунгом национально-освободительного движения. Что это такое? А проблемы научно-технического развития? Можно клонировать человека или нельзя, имеет ли человек так называемые репродуктивные права или нет, может он менять хирургическим путем пол или нет, как относится к гомосексуализму и так далее, и так далее. Целый ряд проблем, которые как бы не были осознаны церковным преданием в прошлом. Но ведь люди-то в храм приходят, к священникам обращаются. И наши батюшки каждый, конечно, что-то отвечает. На основании чего? Своего собственного разумения. А ведь у одного один образ и опыт жизни, у другого - другой. И бывали случаи величайших разочарований. Или бывало так, что на один вопрос получаешь у двух священников разные ответы. Но это не только проблема духовнической практики. Ведь бывает так, что и архиереи должны высказываться по общественно-политическим вопросам. Основы социальной концепции - это и есть основы учения Церкви по тем вопросам, которые ранее не были систематизированы и достаточным образом сформулированы в церковном вероучении.

- Уже сейчас раздаются голоса, что, поскольку у нас Церковь отделена от государства, она не должна вмешиваться в светско-государственную жизнь...

- Социальная концепция, о которой мы говорим, начинается с богословского введения, которое отвечает на этот вопрос. Мир - это дело Церкви или нет? Очень простым текстом подтверждается необходимость Церкви идти в мир. Как меня послал Отец, так и Я посылаю вас, - говорит Христос своим апостолам. А ведь апостолы могли быть просто рыбаками, продолжать свою профессиональную деятельность и жить в Галилее в уютном окружении единомышленников. Зачем идти в Иудею? Зачем идти в Рим? Зачем идти в Малую Азию? Их окружали жены-мироносицы, они рыбку ловили, вино было, еда была, жили неплохо, и благодать Божия, конечно, в их сердцах присутствовала. Теплый круг единомышленников, "малое стадо". Спасайся, "малое стадо"! - мы же это слышим от людей! А они пошли навстречу всем опасностям. Их начали бить, отвергать, но через это сопротивление языческому миру христианизировали мир. Церковь-то у нас Апостольская, и мы апостольское призваны продолжить. Церковь не может жить в гетто, не может жить ради самое себя, она не может быть малым стадом - она должна быть закваской, преображающей этот мир. И вот то, что мы называем Основой социальной концепции, должно помочь нашей Церкви идти в мир. 

Александр Николаевич Крутов:
- После Архиерейского Собора заговорили о том, что на Соборе Церковь приняла решение не подчиняться государству. Попросим митрополита Солнечногорского Сергия, управляющего делами Московской Патриархии, ответить на вопрос: так ли это?

Митрополит Сергий:
- Это абсурд и больные фантазии. Церковь просто подчеркнула, что только тогда, когда власть станет богоборческой, какой была, быть может, коммунистическая власть, когда она потребует у человека отречения от Бога, тогда Церковь благословляет верующих людей не подчиняться власти, но проявлять твердость в сохранении своих убеждений, в вере в Бога. Все остальное - ложь и спекуляция людей, которые начинают как-то обыгрывать этот параграф, который довольно ясно сформулирован.

- Владыка, многих волнуют взаимоотношения с Украинской Православной Церковью. В Киеве прошел собор самопровозглашенной Украинской церкви Киевского патриархата, которой руководит преданный анафеме гражданин Денисенко. На этом Соборе выступил президент Кучма и призвал всех верующих Украины объединиться и создать единую Украинскую Поместную Православную Церковь. Мало того, что он санкционирует воровство газа, он теперь еще хочет и Церковь увести, я так понимаю?
- Желание господина президента Леонида Кучмы, конечно, похвально. Мы тоже выступаем за единство Церкви на Украине. И мы прямо заявляем всегда, что нынешнее положение церковных дел на Украине является ничем иным, как политическим делом, потому что политики вмешались в свое время и сотворили это разделение Церквей. Слава Богу, они сейчас хотят единения, но пути к единению они, конечно, должны быть разные. Мы не можем вот так просто так взять и объединиться с раскольниками. Прежде всего с Денисенко, так называемым патриархом Киевским и всея Руси. Мы не можем просто так его принять в общении, потому что человек, который сознательно пошел на раскол, дав обещание перед Крестом, Евангелием и перед всем Собором епископов Русской Православной Церкви, что он сложит с себя полномочия главы Украинской Православной Церкви.

- И ведет за собой людей...

- А на нем благодати нет. Он даже сейчас не член Церкви. Это ведь страшно. Мы выступаем за то, чтобы Денисенко ушел со своей должности, оставил бы, так сказать, "паству". Мы готовы вести диалог с теми епископами, которые останутся, но принимать их, естественно, в сущем сане, я думаю, не будет возможно. И епископат Украинской Православной Церкви Московского Патриархата открыто заявил о том, что они не согласны на такое объединение с раскольниками, какое было, допустим, проведено Константинопольским патриархатом в Болгарии.

- Кстати, а какова роль во всем этом Константинопольского патриарха Варфоломея? 

- Он активный человек, полный жизни, думаю, что его желание исходит из добрых побуждений. Но, к сожалению, он не знает реалий жизни ни в России, ни тем более - на Украине. Он судит просто по отголоскам сообщений прессы или по письмам, которые он получает или от Денисенко, или от президента Кучмы, и старается оказать какое-то, на его взгляд, позитивное, влияние. Но мне кажется, что он глубоко заблуждается. Константинополю нужно отбросить свою гордость и прислушаться к Матери Церкви, Московскому Патриархату, к Святейшему Патриарху Алексию, и принять тот путь объединения церкви на Украине, который предлагает Московский Патриархат.