О скудости и богатстве
СПАСЕМ СЕБЯ САМИ
А.Н. Лызин
Противоречивость мнений в оценке
экономической ситуации и в предложениях по
дальнейшим путям развития является отражением
интереса политиков, крупного капитала
легального, теневого и криминального
происхождения, также общего хаоса хозяйственной
жизни.
Смысл "реформ" свелся к курсу доллара,
котировке "пирамидальных" бумаг, очередному
траншу МВФ.
Высокая патетика недавних лет переродилась в
хронику выживания. Кредит, полученный на
губительных для экономики России условиях,
преподносится не иначе как очередная победа
очередного правительства.
Кредитная игла сломала жесткий каркас
социалистической экономики, допустив советников
из-за рубежа к выработке масштабных
управленческих решений. Затем был создан
механизм проникновения и реализации губительных
советов вместе с кредитами. Коррупция разъела
рычаги управления. Налоги и преступность
сковывают, сводят к нулю возможности, связанные с
развитием честного и созидающего
предпринимательства.
Что за страшный бич гнал нас к этому, нельзя
говорить итогу, - похмелью? Словно застоявшиеся
ежи из анекдота бежали и кричали: "Ну чем мы не
мустанги?"
Действительно, чем? Вспомним кооперативное
движение, конец 80-х начало 90-х годов. Великое
множество банков, большинство из которых
развивалось благодаря перекачке бюджетных
средств, раздают кредиты без должного
экономического расчета. Предприятия-однодневки
растворяются. Финансовая сфера разрастается до
невероятных размеров, усиливается спад
производства. Над всем этим царит шкурный
интерес чиновников и криминала.
Таким образом, меры, направленные на повышение
деловой активности, способствовали не росту
доходов и производства, а дефляции и снижению
жизненного уровня населения.
Наступает пора делить собственность. В бой
вступают СМИ с лукавыми посулами богатства для
всех и сразу. Как будто не существует
отечественного и мирового опыта, который
показывает, что большинство состояний
создавались трудом многих поколений. Путем
естественного отбора выявлялся наиболее
эффективный собственник.
К сожалению, принудительная и бесплатная
приватизация не создала даже условий для
конкуренции отечественных товаропроизводителей.
Государственный монополист стал акционером.
Тяжкое налоговое бремя не стимулирует
инвестиции в производство, замораживает все
инновационные процессы. По официальным оценкам,
промышленность работает не более чем на сорок
процентов от своих возможностей.
Макроэкономическая политика не отличается
большей эффективностью. Относительная
стабилизация соответствия спроса и предложения
достигнута чисто монетаристскими методами:
ограничение спроса и сокращение денежной массы
до 12 процентов к объему ВВП. В развитых странах
данный показатель составляет не менее 70
процентов.
Спрос населения и предприятий сократился до
минимума, не обеспечивающего даже простого
воспроизводства.
Основным итогом структурной перестройки
народного хозяйства стали, увеличение теневого
сектора и натурализация экономики.
До сорока процентов ВВП создаются в теневой
экономике и не облагаются налогами.
Натурализация экономики выражается не только в
бартерных операциях, но и в том, что значительная
часть полностью или частично высвобождаемых
трудовых ресурсов находит применение в личных
подсобных хозяйствах. Так, например, 90 процентов
потребляемого в стране картофеля выращиваются
на пресловутых "шести сотках".
С каждым годом все большее количество людей
обеспечивают сами себя основными продуктами
питания. Часть выращенного урожая продается.
Однако выручка тратится на потребление в зимний
период. Инвестиций в сельскохозяйственную
технику и технологии не происходит.
Техника и кредиты дороги, а доходы от реализации
ограничены не столько низкой
платежеспособностью населения, сколько
специфическими особенностями национального
внутреннего рынка.
Следовательно, возможность достижения
продовольственной независимости России
остается нереализованной.
В новой России еще никогда не было официальной
программы правительства. Менялись премьеры,
министры, кабинеты, делались крупные состояния.
При этом большинство населения безмолвно нищает.
У людей формируется устойчивая антипатия к
реформам.
Действительно, сколько можно влачить жалкое
существование и голосовать за очередных
проходимцев из страха - как бы не было хуже?
Ответ был дан еще в 1936 году английским
экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом. Его книга
"Общая территория занятости процента и денег"
произвела так называемую кейнсианскую революцию
- отказ от невмешательства в экономику и активное
участие государства в экономической жизни.
В этом труде доказывалось, что совокупный спрос
может быть равен совокупному предложению даже
при условии неполной занятости населения и что
безработица может длиться неограниченно долгое
время. До тех пор, пока не будут приняты меры по
увеличению совокупного спроса, т. е. доходов
населения и предприятий. К таким действиям
относится финансирование государством
общественных работ.
Напомним, что данная теория появилась после
мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., когда
человечество доросло до необходимости
дополнения рыночного механизма государственным
регулированием.
Думается, что и наше общество осознало
необходимость детальной экономической
программы, основанной на механизмах
государственного регулирования.
В первую очередь следует выделить социальный
блок мер, направленных на увеличение совокупного
спроса населения. Экономическим стержнем
подобных мер обязательно станет критерий
определения минимальной оплаты труда (МОТ).
Следует приравнять МОТ к прожиточному уровню,
который по закону пересматривается не реже
одного раза в пять месяцев. Установить среднюю
заработную плату по промышленности в 3-5 МОТ.
Наполнение финансово-кредитной сферы денежной
массой, именно агрегатом М-1, до 70 процентов к ВВП
должно быть растянуто на ряд лет и носить "точечный"
характер.
Замечательный "мультипликаторный" эффект
дало бы финансирование государством
строительства жилья, дорог, народного автомобиля,
развитие высоких технологий.
Увеличение дохода в этих секторах экономики
повлияло бы благоприятным образом на смежные
производства и в целом на совокупный спрос при
минимальных инфляционных тенденциях.
Гордиев узел налоговых проблем можно разрубить
только двух-, трехкратным снижением их уровня,
упрощением и унификацией налоговой системы.
Достаточно небольшого количества налогов,
обязательных как для областей, так и для
субъектов Федерации. Низкий уровень данных
налогов на первые три года их существования,
жесткий контроль и суровые меры к неплательщикам.
Вот основные компоненты антикризисной налоговой
политики, способной вывести из тени значительный
объем производства и услуг, радикально повысить
абсолютные объемы сбора налогов за счет
увеличения объемов производства.
Необходима действенная политика
государственного протекционизма. Высокие
пошлины на импорт должны быть одним из главных
факторов защиты внутреннего рынка.
Особенно острый вопрос - поиск эффективного
собственника. В СМИ и у властей предержащих
сложилось табу: "ни в коем случае нельзя
пересматривать итоги приватизации, иначе..."
Пересматривать и не надо, если нет нарушения
действующего законодательства. Нужен новый "Закон
об эффективном собственнике", позволяющий
национализировать и перепродавать неэффективно
используемые предприятия. В качестве критерия
могут выступать такие показатели, как объем
производства в натуральном выражении, уровень
инвестиций в производство, выплачиваемые налоги
и заработные платы. Например, объем производства
снизился, допустим, из-за неблагоприятной
конъюнктуры. Но при этом не было инвестиций в
новые технологии. Такое сочетание достаточно для
признания собственника неэффективным.
Осмысление национальной экономики, ее величия и
трагедий - процесс сложный и многогранный. Но это
- необходимый этап, предшествующий созданию
национальной идеи и возрождению России.