Святые, в земле русской воссиявшие
ПОМОЛИСЬ О НАС, БАТЮШКА
Н.Е. Сухинина
Как же много едут сюда, как же много!
Простецы и академики, несчастные матери больных
детей, уставшие от поисков истины интеллигенты,
перекатная российская голь и благополучные
служители маммоны, аккуратненькие старушки и
чернецы в подрясниках, заляпанных грязью избитых
ухабами дорог. К нему... К батюшке Серафиму.
Поплакать "на его плече", да и доверить без
утайки сердечные муки невыносимые, и молитв
попросить. Как тогда, когда подвизался он в
земном странствии и каждого на пороге своей
убогой келейки встречал неизменным: "Радость
моя... Христос воскресе!"
Удел великих подвижников: переход в чертоги
небесные ничего не меняет в их жизни. Фраза "у
Бога все живы" постигается именно на их
примере. Молились, утешали, вразумляли, поспешали
с помощью. И сейчас все то же: молятся, утешают,
вразумляют... И дарят любовью нас (!),
иссуетившихся в коллизиях лукавого века,
жмурящихся от яркого света синего поднебесья, а
потому прячущих глаза долу. Неужели можно нас
любить? Наверное, тех, стоявших в робости на
пороге его келейки, - можно было. Те-то молились
Господу, заповеди выполняли, почитали традиции
предков, не забывали, что они русские, берегли
генетически доставшееся в наследство золото
самой высокой пробы - душу свою русскую. Им-то
приветствие "Радость моя..." заслуженно. А
нам? Нам за что? А батюшка Серафим - и нам. Сколько
нас толчется у его небольшой гробнички, просим,
умоляем, слез не стыдимся, а выйдем из собора
Дивеевского монастыря, да и оботрем их украдкой:
не терпит век лукавый покаянных слез. Так вот и
живем, приспосабливаемся к веку, ищем в нем нишу
тихую и безмятежную, оправдываем собственные
компромиссы, упражняемся в философских
постулатах конформизма. И - мало молимся. А
батюшка и таких нас по головке гладит, и жалеет
бедолаг немощных. И смотрит на нас с иконы так
сострадательно, и что заходится сердце от
жалости к самому себе. Грешные, непутевые,
заблудшие. "Радость моя... Христос воскресе!"
У его раки много плачут, да и лицом светлеют тоже
много. Один знакомый скептик прочитал житие
преподобного Серафима Саровского:
- Интересно. Великий подвижник. Вот только насчет
чудес сомневаюсь. Может и были тогда, а сейчас что-то
не слышно...
Да слышно, слышно каждый день! Из паломнических
поездок возвращаются люди и передают друг другу
пароль:
- У мощей батюшки Серафима чудо было, сама видела...
- В Дивеево-то на прошлой неделе...
Имеющий уши да услышит, а не имеющий... А не
имеющий уши пусть да имеет глаза и прочитает
сейчас о самых последних, новых чудесах батюшки
нашего Серафима.
Их зовут Раиса Петровна и Людмила Викторовна.
Мать и дочь Щербаковы. Мать перенесла тяжелейшую
операцию: удалили желчный пузырь. Но приступы
сильной боли не прекращались. Теряла сознание.
Соборовалась у мощей преподобного Серафима,
молилась ему слезно, и не оставил батюшка свое
немощное чадо. Вот уже пять лет живет женщина без
таблеток, без врачебной помощи ест практически
все. А дочь ее 26 лет страдала воспалением
оболочки мозга, измучилась о судорог и страшных
головных болей. Потом операция на щитовидной
железе, потом еще страшнее - рак лимфы. Ничего,
кроме картошки, есть не могла - задыхалась.
Приехала в Дивеево - помоги, батюшка Серафим, нет
больше сил. "Радость моя..." Одна женщина
самостоятельно делает ремонт в доме, носит доски,
грузит кирпич, ей нипочем пройти в день пешком
двадцать километров, она пьет ледяную воду и
купается в святых источниках. Она просто не
ведает усталости. Кто она? Да та самая Людмила
Викторовна Щербакова.
А весной 1994 года в Дивеево приехала одержимая
бесом женщина. Четырнадцать лет не могла войти в
Божий храм, лаяла, билась в конвульсиях. Сил не
было терпеть, хотела уже, Господи прости,
наложить на себя руки. И вот ей снится
преподобный Серафим. Поехала женщина в Дивеево, а
к мощам подойти не может, не пускает бес. Две
монахини с трудом подтащили ее к святым мощам
преподобного батюшки. Женщина упиралась, кричала,
а на следующий день подошла уже сама, без
посторонней помощи. Оставила ее страшная болезнь.
Инокиня монастыря, мать Фотиния, рассказала, что
однажды к свечному ящику в храме подошел средних
лет мужчина. На большую сумму купил иконочек.
Разговорились.
- С молодых лет я беспробудно пил, рассказал
мужчина, - семья измучилась, жена уже собиралась
меня бросить. Знакомый посоветовал съездить в
Дивеево, поехал, хотя мало во что верил.
Приложился я к мощам батюшки Серафима, а ночью
вижу сон. Батюшка входит в мою комнату, садится
рядом на стульчик и смотрит ласково... Опять ночь -
опять вижу батюшку. И - так отрезало. Ненавистной
стала водка, по сей день не пью.
Не пересечь все случаи исцелений по молитвам
преподобного Серафима у его мощей или в святом
источнике. 1992 год, 1994, 1996... Исцелился от долго
мучавшей его болезни игумен Оптиной Пустыни
Мельхиседек, исцелился мальчик с больной формой
туберкулеза (бабушка поила внука водичкой из
святого серафимова источника, по несколько
ложечек каждый день). А 1 августа 1994 года на
празднике преподобного Серафима исцелился немой
мальчик из Мордовии. Родители приложили ребенка
к мощам святого и немота оставила его. На Пасху в
1995 году в Дивеево исцелилась бесноватая женщина.
Трое рослых мужчин подвели ее к раке и еле-еле
справились. Несчастная кричала, вырывалась,
стонала и вдруг закричала на весь собор: "Мама,
прости, мама!" И затихла. А вечером
самостоятельно подошла к раке вновь.
О Дивеевских чудесах может рассказать в
монастыре каждый от послушницы до
настоятельницы. Слава Богу, они записываются и
становятся достоянием тех, кто имеет уши... Но вот
что не дает мне покоя. Припадая с молитвами к
духоносному старцу, мы только просим, просим,
просим. И - получаем. Святое житие угодника Божия
нам, грешным, в назидание. Его "Радость моя"
нам в награду, и в аванс. Но ведь и нам надо так - с
любовью и радостью каждому. А мы ближних-то любим,
а вот чужих - не замечаем, врагов - ненавидим. А
батюшка не делил и не делит нас на достойных и не
очень. Всем поровну отмеряет своей любви
неизбывной. Но как полюбить, скажи мне, батюшка,
грязного и вонючего бомжа, сморенного теплом и
духотой столичного метро? Или сытого,
лоснящегося и изовравшегося депутата, или
женщину, растлившую собственным блудом свою
несовершеннолетнюю дочь? Не сумею я, батюшка.
Встанут слова комом в горле, слова насчет любви и
радости. Ты, батюшка, учишь, а мы не вразумляемся.
Ты учитель от Господа, а мы "двоечники"
ленивые, неразумные девы, с напрасными
светильниками без елея. Прости нас, батюшка
Серафим. И не гони нас от себя, ведь нас от себя,
ведь нам без тебя - хоть совсем пропади. Без
сердца твоего щедрого, без молитв твоих слезных
перед Господом. А потому не оставляй нас своими
чудесами и исцелениями. Может, по молитвам твоим
и не одолеем мы самую тяжелую из всех наук -
любить друг друга и сгибать в поклоне друг перед
другом свою закостеневшую в гордой осанке
поясницу. А проворный на пустословие язык может и
натренируется когда-нибудь на самые главные,
простые и очень короткие слова - "Радость моя..."
Помолись, батюшка, и пусть помолятся о нас,
грешных, твои верные привратницы, невесты
Христовы, монахини Дивеевского монастыря.
Встречающие нас денно и нощно, и провожающие к
святой твоей раке. Как же много едут сюда, как же
много...