На первую страницу

крест
Русский дом, №1. Оглавление


Тайны истории

РОКОВЫЕ СОВПАДЕНИЯ В ЖИЗНИ
ЦАРСКОЙ СЕМЬИ
А.А. Верда

Изречение, вынесенное в заголовок, по преданию, принадлежит великому философу, математику и мистику античности Пифагору. Познакомившись с удивительными совпадениями, которые сопутствовали Николаю II в его жизни, поневоле уверуешь в таинственное значение чисел.
Роковым для Николая II и, пожалуй, для всей фамилии Романовых стало число 17. Именно 17 октября 1888 года под Харьковом потерпел крушение царский поезд. Только чудо спасло тогда семью Александра III от неминуемой гибели.
Во время коронации Николая II произошла известная Ходынская трагедия, во время которой было задавлено насмерть 1389 человек и еще 1300 получило увечья. Эта катастрофа, отложившаяся в сознании простого народа как дурное предзнаменование будущего царствования и, собственно, послужившая поводом к прозвищу в целом очень гуманного царя Николая II Кровавым, - случилась в ночь с 17 мая 1896 года.
Именно 17 октября 1905 года подписан Манифест об усовершенствовании государственного порядка, ограничивающий абсолютную власть монарха.
Убийство Григория Распутина, который пророчествовал о том, что с его смертью каким-то образом будет связана гибель последних Романовых, произошла 17 декабря 1916 года. В 1917 году начались известные события, закончившиеся узурпацией власти большевиками. И даже само цареубийство произошло в Екатеринбурге 17 июля (по новому стилю) 1918 года.

"Что в имени твоем?.."

Дают повод задуматься и другие любопытные совпадения, связанные на этот раз с именами. Династия Романовых начала свое правление с Михаила Федоровича, призванного на царствование из старинного, известного на всю Pусь, Ипатьевского монастыря, а закончила Николаем II, убитом в екатерининском доме, принадлежавшем инженеру по фамилии (случайность?) Ипатьев, больше известном как "Ипатьевский". У истоков династии Романовых стоял патриарх Гермоген (кстати, канонизированный как священномученик именно в царствование Николая II). А спустя столетие, когда царская семья находилась в заточении в Тобольске, рядом с ней находился также Гермоген, епископ Тобольский, и также принявший мученическую смерть от коммунистов.
Любопытно и еще одно именное совпадение, носившее чуть ли не характер знамения, которое произошло в жизни императора в 1905 году. В праздник Крещения Господня после службы в церкви Зимнего дворца государь в сопровождении многочисленной свиты спустился на набережную Невы, где была сооружена Иордань - место для освящения воды. По утвержденному регламенту, царю салютовали холостыми выстрелами орудия, установленные на Петропавловской крепости. Однако одна пушка была случайно (опять случайность!) заряжена настоящей картечью, которая аккурат "накрыла" ближайшую к Иордани местность. Только чудом можно объяснить тот факт, что пострадавших не оказалось: пули срезали древко хоругви над головой царя, пробили знамя, впились в помост перед митрополитом, выбили стекла в нижних этажах Зимнего дворца, и только городовой, фамилия которого была ... Романов, получил легкое, пустяковое ранение.

Фатум и знамения

Смысл "попустительства Божия" трудно объяснить для неподготовленного человека, тем более в двух словах. Единственный закон, который совершенно четко установлен для нас, неразумных, Богом (пока мы не достигли нужного уровня развития и пребываем в грешной материи): за Добро - воздаяние благом, за Зло - страданиями. В рамках этого закона человеку дано священно право выбора. В этом и заключается фатум - органическое совмещение "свободного выбора" своей судьбы человеком и ее "предопределения" Свыше.
Чтобы помочь человеку сделать правильный выбор, его в течение жизни сопровождают большие и малые знамения. Однако все мы, не исключая и автора данной статьи, слишком неразумны, чтобы толковать "послания" сверху в исключительно истинном их значении. Именно поэтому еще Ветхий Завет запрещал древним иудеям всякого рода заглядывание в будущее - гадание, чревовещание, спиритизм, толкование снов и тому подобные вещи. Если ветхозаветный пророк Даниил, вследствие своей духовной просветленности, способен был толковать значение снов, то нам, грешным, лучше действительно положиться на Промысел Божий, просить Его вразумить нас и обустроить нашу жизнь по Его усмотрению. Любое ложное понимание знамения, основанное на самомнении, может еще глубже засосать нас в трясину. Об этом говорили еще великие отцы Православной Церкви.
Промыслительность бытия понимал и Николай II, который говорил: "...Я имею непоколебимую веру в то, что судьба России, моя собственная судьба и судьба моей семьи - в руках Господа. И чтобы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей".
Однако в некоторых случаях знамения даются настолько явные, что их символизм не может вызывать сомнений. Это объясняется той самой жестокой "предопределенностью", заложенной в будущем нами самими. Причем, это справедливо не только для отдельной личности, но и для целой нации. Так, например, прозорливец и великий русский святой преподобный Серафим Саровский еще за сто лет до самой революции описывал в подробностях злодеяния большевиков, говоря при этом, что Россия, по попустительству Божию, на семьдесят лет будет отдана во власть сатане. Не потому ли таким парадоксальным выглядит поражение сильных духом и боеспособных армий Деникина, Колчака, Врангеля, которых поддерживала Антанта, и которые, тем не менее, проиграли "штафиркам"-большевикам. Этого, по законам земной логики, просто не должно было бы произойти!
Жесткие мифические "рамки" подобных ситуаций позволяют некоторым людям видеть все заранее. И тогда появляются предсказания...

Тайна императорского ларца, или Откровения старцев

В 1909 году в разговоре с П.А. Столыпиным Николай II произнес грустные слова: "Поверьте мне, Петр Аркадьевич, у меня более чем предчувствие у меня в этом глубокая уверенность: я обречен на страшные мучения, но я не получу моей награды здесь, на земле..."
Из разных источников известно предание о том, что вдова убитого императора Павла I Мария Федоровна оставила опечатанный ларец с таинственным посланием, которое завещала прочитать государю, который будет править Россией через сто лет после убийства ее мужа. Срок истек в 1901 году. Правил государством Николай II.
Когда император поехал вместе с супругой Александрой Федоровной в Гатчинский дворец, где хранился загадочный ларец, и он и царица были в самом прекрасном расположении духа. Оба они предвкушали необычное развлечение. Возвратились же они, по свидетельству современников, крайне задумчивые и печальные. После этой поездки государь стал упоминать о 1918 годе, как о роковом для него лично и для его династии в целом.
Оказывается, в таинственном ларце содержалась запись предсказания, сделанного прозорливым монахом Авелем, который жил на рубеже XIХ и XX веков и который с точностью предсказал крупные государственные события своего времени, за что неоднократно был заточаем в темницу. Сведения о реальном существовании этого монаха подтвердились, благодаря изысканиям среди материалов, хранящихся в одном из центральных московских архивов.
Оставил любопытные предсказания и современник Авеля - уже упоминавшийся преподобный Серафим Саровский: "Будет некогда царь, который меня прославит (и действительно, во многом благодаря усилиям именно Николая II "нажавшего" на Синод, это святой был канонизирован в 1903 году. - Ред.), после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против этого царя и самодержавия, но Бог царя возвеличит".
Один игумен, участник торжеств по случаю обретения мощей преподобного Серафима Саровского, писал: "Преподобным Серафимом еще при жизни было написано по откровению Божиему собственноручное письмо к этому царю, которому суждено приехать в Саров и Дивеево Передав его своему другу Мотивилову, последний передал это письмо покойной игумении Марии, которая вручила его лично государю Николаю II в Дивеево 20 июля 1903 года. Что было написано в письме, осталось тайной. Только можно предполагать, что святой прозорливец ясно видел все грядущее, а потому предохранял от какой-то ошибки и предупреждал о грядущих грозных событиях, укрепляя в вере, что все это совершится не случайно, а по предопределению Предвечного небесного совета, дабы в трудные минуты тяжких испытаний государь не пал духом и донес свой тяжелый мученический крест до конца".
Верный ученик и духовное чадо батюшки Серафима дворянин Мотовилов был в свое время излечен преподобным. Святой оставил также ему особое завещание, которое наказал передать правящему Россией императору в определенный момент, признаки которого также указал Мотовилову. Из-за рьяного служения Богу в память о преподобном людская молва ославила его "сумасшедшим".
27 февраля 1854 года Мотовилов подал докладную записку министру императорского двора с просьбой об аудиенции у Николая I. В ней он подчеркивал, что указанные старцем признаки уже существуют и настала пора передать пророчество царствующему императору.
Мотовилову предложили изложить дело письменно, однако он отказался, желая передать его устно самому императору. "Если же нет, то двадцать два года терпевши и не открывши ее никому - унесу с собой в гроб", - так сказал о своей бумаге Мотовилов. В ответ на это Николай I карандашом написал на записке: "Если он, как верноподданный, не забыл своей присяги, то должна исполнить мое приказание и донести на бумаге, что мне сказать имеет, тогда решу, стоит ли мне его принять или нет".
В конце концов, Мотовилов 9 марта 1854 года в общих словах написал о своем деле императору, который его так и не принял. Как знать, возможно, эта аудиенция сделала бы российскую историю менее кровавой. Известно только, что в октябре 1905 года с некоторыми документами из дела Мотовилова ознакомилась императрица Александра Федоровна.
...О надвигающихся грозных событиях предупреждала Николая II и известная своей подвижнической жизнью Блаженная Саша Саровская, утверждавшая, что император-мученик "выше всех царей будет". Крестный путь предсказал государю и старец Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры иеромонах Варнава, мощи которого сегодня обретаются в раке храма этого скита, расположенного неподалеку от Сергиевого Посада. Этот прозорливый инок просто откровенно благословил Николая II на принятие мученического конца.
11 декабря 1916 года императрица Александра Федоровна посетила Десятинный монастырь в Новгороде, где зашла в келью старицы Марии Михайловны, перешагнувшей рубеж своего столетия. Как только государыня вошла, первые слова инокини, уже много лет лежавшей на железной кровати в тяжелых веригах, были: "Вот идет мученица - царица Александра!" Сама Александра Федоровна впоследствии писала Николаю II по поводу этой встречи: "Она благословила и поцеловала нас... Она сказала, что война скоро кончится... Мне она сказала: "А ты, красавица, - тяжелый крест - не страшись" (она повторила это несколько раз)".
Существовало и много других пророчеств, исходивших от разных людей, убедительно доказавших свой дар прозорливости. Все эти предсказания сводились, по существу, к одной мысли: в 1917-1918 году императора и его семью ждет страшная мученическая кончина, тогда же наступит и конец династии. Господь как будто подготавливал последнего русского царя к его предстоящей роли жертвенного ангца. Не случайно после того шального выстрела картечью, которая срезала древко хоругви над головой царя у Невской иордани, в ответ на неподдельное волнение перепуганных за его жизнь сановников Николай II только грустно промолвил: "Не волнуйтесь, господа, до 1918 года со мной ничего не случится..."
Государь все это время жил с тяжелейшим грузом понимания того, что он обязательно станет той искупительной жертвой, принесение которой Богу очистит грехи России. И, честно говоря, в этой связи смешными выглядят примитивные попытки современных историков представить последнего русского царя просто неким безвольным властителем, неспособным государственным деятелем, не сумевшим достойно управлять Россией. Их поражает его отречение от власти и нежелание жестко подавить расплодившихся к тому времени "бесов". Попытки осмыслить логику его поступков без учета фактора религиозности сознания Николая II просто абсурдны. А ведь многим из этих историков хорошо известна глубочайшая и искренняя религиозность этого государя, мимо сознания которого не могли пройти все те многочисленные пророчества, говорившие, по существу, об одном о том же. Он с определенного времени руководствовался ими в своей повседневной жизни, и именно поэтому для большинства современных историков его поступки кажутся парадоксальными.
За неумение суетных людей понять тот факт, что религиозная культура может оперировать еще и другими, дополнительными понятиями, которые лежат в более высокой плоскости, нежели просто рациональное мышление и научный опыт, не так давно, в частности, вызывало шквал нападок на Русскую Православную Церковь и самого Патриарха, которые с упорством не желали признавать царскими недавно захороненные останки, найденные под Екатеринбургом.
Те, кто огульно обвинял Церковь в "твердолобости", не хотят осознать того, что Патриарх для выяснения данного вопроса почти наверняка обращался еще и к нынешним прозорливым старцам (а таковые существуют и сейчас - например, отец Кирилл и отец Наум, спасающиеся в Троице-Сергиевой лавре). А те, возможно, дали такой ответ, оглашение которого способно вызвать неадекватную реакцию со стороны власть имущих и напряженность в их взаимоотношениях с Церковью. Как говорится, "имеющий уши да услышит". В такой ситуации лучше уж прослыть твердолобым догматиком, никак не объясняя своего упорства.

"О сем извещаются все народы!"

Как известно, на обоях комнаты дома Ипатьева более поздние исследования обнаружили изображение свастики - древнеиндийского символа вечности Мироздания. Кто оставил его там - на месте ужасной трагедии - так и останется тайной. Наверное, так же, как и происхождение известной сегодня всему миру странной каббалистической надписи, обнаруженной следователем Н.А. Соколовым на южной стене полуподвальной комнаты, где было совершено кровавое ритуальное заклание русского императора.
Расшифровка этой подписи дала обильную информацию к размышлению: "Здесь по приказу тайных сил царь был принесен в жертву для разрушения государства. О сем извещаются все народы!"