Духовный мир
ПЕРВЫЙ АПОСТОЛ
И ПОСЛЕДНЕЕ СЛУЖЕНИЕ
В.Н. Тростников
Похоже, круглые даты - не условность; похоже, в
них просвечивает какая-то небесная алгебра.
Тысячелетие крещения Руси было рубежом, явно
отделившим наш государственный атеизм от
пришедшего ему на смену благожелательного
отношения властей к православию. Теперь мы
перешагнули еще один цифровой рубеж. Предыдущий
номер нашего журнала вышел еще в двадцатом веке,
а этот - уже в двадцать первом. В том номере мы
анализировали исторические обстоятельства,
предотвратившие наше слияние с западом, и пришли
к выводу, что они вряд ли возникли случайно, что
тут виден Промысел. Все выглядит так, будто Богу
было угодно сохранить нас другими. Для чего?
Наверное, для выполнения какой-то нужной Богу
работы, на которую Запад не способен. Поскольку
мы ничего такого в двадцатом веке - не сделали,
значит, нам предстоит это сделать в двадцать
первом. Но он уже начался! Следовательно, если
даты действительно имеют не только
психологическое, но и онтологическое значение,
мы должны почуять в воздухе изменения. Ощущаются
ли они?
Чем-то новым в нашей атмосфере и в самом деле
повеяло, в душном мареве выгоревшей державы
впервые за много лет потянуло едва заметной
свежестью. Хотя зима на дворе только начинается,
эта невидимая струйка порой вызывает
впечатление прихода ранней весны.
На переломе веков стали происходить
удивительные вещи. Министр обороны Сергеев
впервые открыто назвал Америку нашим врагом.
Министр иностранных дел Иванов категорически
исключил вмешательство иностранных посредников
в наше урегулирование на Кавказе. Президент
Ельцин заявил в Стамбуле: "Вы не имеете права
критиковать нас за Чечню!". Полгода назад такое
не могло привидеться и во сне. Еще недавно
некоторые видные представители общественности -
в частности, Солженицын и Лужков - считали
единственным выходом из кавказского кризиса
предоставление Чечне независимости, и многие
были с ними согласны. Но на переломе веков Путин
заявляет: "Чечня - неотъемлемая часть
России", - и в ответ не раздается ни единого
возражения. Идея объединения с Белоруссией,
натыкавшаяся на яростное сопротивление и потому
казавшаяся несбыточной мечтой, на переломе веков
начала быстро реализовываться, и теперь всем
ясно, что объединение неотвратимо. И еще одна
деталь: уровень национального производства, до
этого неуклонно снижавшийся, пусть робко, но
пополз на переломе веков вверх. Что все это может
значить?
Понять происходящее помогает наблюдение за
позицией средств массовой информации. В течение
десяти лет СМИ только и твердили о закрытии
заводов, разорении фермеров, "дедовщине",
расхищении оружия с армейских складок,
самоубийствах пенсионеров, росте наркомании,
криминальном беспределе, бомжах и проститутках и
о прочих признаках того, что Россия испускает дух
и ее уже не воскресить. Конечно, это делалось с
напускной миной огорчения, но сквозь нее явно
пробивалось наружу злорадство. Колокольный звон
по России, непрерывно звучавший с экранов
телевизоров, отдавал почему-то не скорбью, а
торжеством. А на переломе веков он внезапно утих.
Все известные политические обозреватели стали
превращаться из могильщиков в "патриотов".
Сванидзе, которого считали русофобом, теперь
выговаривает Явлинскому за его капитулянтское
предложение начать переговоры с Масхадовым.
Пытавшийся дискредитировать Лукашенко либерал
Шеремет начал вести аналитическую программу на
ОРТ, выступая в амплуа государственника. На
стражу российских интересов встали Доренко,
Леонтьев и даже Киселев (по крайней мере, на
словах). Как блохи, замучившие собаку, неожиданно
исчезают, так исчезли с экранов похоронные
настроения. И причина этого очевидна: слухи о
смерти России оказались несколько
преувеличенными, и все это поняли.
Перечисляя признаки конца времен, Иисус сказал
ученикам: "Ибо, где будет труп, там соберутся
орлы" (Мф 24, 28). Он имел в виду птиц, питающихся
падалью, - стервятников и грифов. Такими птицами и
были в прошлом наши телезвезды. И вдруг они
перестали клевать Россию, которую считали
трупом. Почему? Объясните только одно: "труп"
начал оживать; хоть медленно, но по его жилам
потекли соки, а желудок стервятников и грифов не
выносит свежатины. Это несущественно, что в
данном случае смены физических лиц на
телевидении не произошло: там работают
профессионалы, которые могут быть то орлами, то
соловьями - в зависимости от обстановки. А
обстановка изменилась, и важно именно это.
Мы оживаем, и это сулит нам не только
биологическую радость бытия, но и тяготы труда.
Господь не дал нам умереть только потому, что мы
еще не совершили того, что Он от нас ожидает.
Поскольку Россия - великая страна, свершение,
ради которого ей отсрочен уход с исторической
сцены, тоже должно быть великим.
Человечество создано в многообразии этнических
форм не только для того, чтобы путешественник
изумлялся экзотическим племенем, но и потому, что
каждое племя нагружалось каким-то заданием,
которого само могло не осознавать, но выполнение
которого служило осуществлению общего Божьего
Замысла о человеке.
Это подтверждается Священным Писанием. В нем
совершенно определенно говорится о задании,
возложенном на еврейский народ: быть
"царственным священством" (Исх 23, 22) -
народом, который призван сообщать другим народам
данное ему в Откровении правильное понятие о
Боге. Вначале они выполняли это задание -
проделали громадный труд по написанию Библии,
построили Иерусалимский храм, открытый для всех,
кто желал познать истинного Бога, но потом
возгордились и истолковали свое избранничество
как природное превосходство над другими
народами, и тогда их постигла та кара, о которой
предупреждал их Господь при заключении с ними
Завета: "А вас рассею между народами и обнажу
вслед вас меч, и будет земля ваша пуста и города
ваши разрушены" (Лев 26, 33).
Как известно, написанный в древнем Израиле
Ветхий Завет явился отправным текстом для
формулирования Нового Завета, соединившего Бога
и человека, поэтому можно подумать, что до
Рождества Христова на Господа работали только
израильтяне. Это неверно. В осуществление
Вышнего Замысла внесли какой-то вклад все нации -
другое дело, что своим ограниченным разумением
мы не всегда можем понять суть этого вклад,
поскольку он может сказаться на ходе истории
лишь через столетия. Но об одном древнем народе
мы можем точно сказать, что он совершил нечто
провиденциальное, а именно - об эллинах. Об этом
как-то забывают, но полнота истины не могла бы
раскрыться в христианстве, если бы греческие
философы не разработали изумительный понятный
аппарат, позволивший великим православным
богословам первых веков (которые все были греки)
создать учение о Троице - основной догмат нашей
веры. Фундаментальные категории тринитарного
богословия - "Лицо", "Ипостась",
"Единосущие" и другие -восходят к Ионийской,
Элейской и Афинской школам мудрости, к Пармениду,
Платону и Аристотелю, так что подготовкой Нового
Завета напрямую занимались, как минимум, два
народа, а не один. Но был еще и третий народ, без
которого христианизации Европы не получилось бы,
- древние римляне. Правда, они ничего не дали миру
в области мысли - это была не их сфера, зато
проявили колоссальную волю в создании на
обширных просторах Европы, Малой Азии и Северной
Африки единой империи (РАХ ROMANA) - как сейчас
выражаются, общего для всего этого пространства
правового, языкового и торгового поля. Эта работа
была закончена как раз к моменту Боговоплощения:
Иисус родился при первом римском императоре
Октавиане Августе. Не будь подготовлено это
однородное поле, проповедь христианства в тех
масштабах, в каких она осуществилась, не могла бы
иметь места.
Теперь подумаем, как распределились роли между
народами уже после основания Христианской
Церкви. Новую веру надо было, во-первых, сохранять
в первоначальном виде, а, во-вторых, -
распространять и укреплять. Это было главное
служение Богу, непосредственное исполнение Его
святой воли. Для такого служения нужен был
особенно сильный и духом и телом народ. Но обе эти
силы редко совмещаются, поэтому произошло
разделение миссий: хранить истинную веру
было предопределено философам-грекам, а просвещать
ею другие народы - воинам-германцам. Так Церковь
раздвоилась на Восточную и Западную. Сначала обе
они успешно решали свои задачи, используя
специфические достоинства своих
"религиообразующих" наций, но настал момент,
когда начали сказываться их недостатками, и
тогда положение ухудшилось. Германский дух
рационализма, царивший в Западной Церкви,
породил сперва католицизм с его схоластикой, а
потом протестантизм с его культом науки и
материального благополучия. Восточная же
Церковь, опиравшаяся на византийских греков,
более склонных к умствованиям и хитростям, чем к
битвам, не смогла обеспечить свою защиту от
внешнего врага, и в 1453 году Константинополь был
захвачен турками. Так на всей территории PAX ROMANA
христианство потерпело поражение.
Когда это произошло, главным служением стало
именно сохранение правильной веры - тут было
уже не до распространения. Роль хранительницы
была отведена России - главная православная
кафедра переместилась из Царьграда в Москву, и мы
стали "Третьим Римом". Русский народ,
соединивший в себе тонкий ум византийцев и
бойцовские качества германцев, исполнял свое
предназначение до самого XVIII века, но потом
процесс секуляризации быта и вытеснения религии
человекобожием перехлестнул в Европе через край
и распространился и на нас, и в XX веке мы стали
атеистами.
И все же, как было показано а предыдущей статье,
мы остались другими. Отличие наше от Запада
состояло в том, что он вообще потерял способность
к вере, а в нас она сохранилась, хотя и странным
способом: трансформацией этой веры в ожидание
рукотворного рая на земле. И вот сейчас мы оживем
и материально, и духовно.
Рассказав ученикам притчу о хозяине, передавшем
свой виноградник виноградарям, которые не
отдавали ему плоды, Иисус заканчивает ее такими
словами: "Что же сделает хозяин виноградника?
Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст
виноградник другим" (Мк 12, 9). Мы, русские, и есть
эти другие. В XXI веке Россия, так терпеливо
выращиваемая Богом, начнет отдавать Ему плоды. В
XXI веке Россия станет светочем мира.
Некоторые читатели потребуют от меня
доказательств сказанного. Думаю, таких будет не
много - ведь наш журнал читают в основном те, кто
любит Россию, а человек, который любит Россию,
сердцем знает, что это правда, что нас ждет
Великое Служение. Но для сомневающихся я приведу
- если не доказательство, то очень серьезный
аргумент.
После Вознесения и дня Пятидесятницы каждый из
апостолов был призван Святым Духом к служению. У
всех оно состояло в миссионерстве. У всех, кроме
одного, - апостола Андрея. Его подвиг был
необычным - он освящал и благословлял не людей, а
землю. Он прошел пешком от Причерноморья до
Балтийского моря, осеняя крестным знамением
дикую тогда страну, будущую Россию. И эта миссия
была возложена Богом на первозванного
апостола. Эта значит, что мы крещены дважды -
сначала святым Андреем, а потом святым
Владимиром. Такого крещения нет больше ни у
одного народа. Первое крещение дало нам крепкое
стояние на своей земле, второе - верность
православию. Такая двойная сила понадобится нам
в наступающем веке для всемирного служения,
которое будет последним перед концом всего, -
четвертому Риму не бывать. До сих пор
народы-миссионеры распространяли свет Христов
на ограниченную территорию, последнее же
служение будет планетарным. И тут неожиданно
всплывает провиденциальный смысл Запада: своим
безбожным "новым мировым порядком" он
подготовливает единое информационное поле для
заключительной проповеди человеческой истории.