На первую страницу

крест
Русский дом, №1. Оглавление


К 2000-летию Рождества Христова

МЕДАЛИ ПРАВОСЛАВНЫЕ

Из многих форм светского искусства медальерное по ряду причин является наиболее приемлемым для отражения христианских праздников. Во-первых, в настольных медалях традиционно изображались значительные исторические события, в том числе и религиозные, но главное в том, что медаль - объект созерцания, а это позволяет ввести в ее пространство икону. В свою очередь, наличие икон и церковное значение события обязывает нас подчинить построение медали канонам церковного искусства и принципам святоотеческой эстетики.
При создании медалей мы стремились, осмыслив приближающийся праздник в свете учения Святых Отцов Церкви, символически и языком иконной мелкой пластики передать величие и божественность Рождества Христова - "матери всех праздников", показать его как событие, в котором возвестилось не только рождение Спасителя, но и рождение на земле Нового Христова мира: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, и в человецах благоволение!" (Евангелие от Луки, II:14).
Комплект состоит из двух медалей с общим аверсом, в котором раскрывается основное значение праздника, и двумя реверсами, на которых стилистически и символически связанные иконографические сюжеты помогают еще глубже постичь величие Рождества Христова.
Композиция аверса представляет собой процветший крест - символ Вечной Жизни, дарованной нам Спасителем, установленный на сфере, означающей мир, вселенную. Такого рода кресты в византийском искусстве передавали победу Христа и утверждение власти Господа во всем мире. В средокрестии - круглый медальон с изображением Спаса Эммануила - "среди нас открывшегося Бога", говорящий о рождении Вифлеемского Младенца и свершении ветхозаветных пророчеств. Над горизонтальной балкой в двух кругах - имя Христово: IC XC. В основании креста по левую и правую сторону - два круглых медальона, образованных цветущими побегами.
В левом изображено Рождество Христово в лаконичной композиции, свойственной раннехристианскому искусству. Центром является спеленутый, предельно умаленный Божественный Младенец, лежащий в яслях на соломе, прообразующей сияние Славы. Над Ним - Вифлеемская звезда, справа - Богородица, слева - Иосиф. Над яслями склонились животные, олицетворяющие народы: языческий - осел и иудейский - вол. Их изображение связано с пророчеством Исайи о привлечении ко Христу иудеев и язычников: "Позна вол стяжавшаго и осел ясли господина своего" (Исайя I, 3).
В правом медальоне изображено "Сретение Господне". В византийском искусстве оно часто сопутствовало Рождеству не только по причине календарной близости, а как событие, которым завершается рождественский цикл праздников, связанных с явлением Спасителя в мир. Центром композиции является Младенец Христос, передаваемый Божией Матерью в покровенные (в знак почтения) руки Симеона. За Богородицей стоит Иосиф Обручник, держа в руках двух голубей - жертву, приносимую в храм при совершении закона. Эти два птенца голубиных символически понимаются как прообраз иудейского и языческого мира. За спиной Симеона - фигура Анны пророчицы. Христос простирает свои руки над престолом, осененным киворием, тем самым прообразуя Свою Крестную Жертву и ту бескровную жертву, которая была завещана Спасителем Его Церкви. В личном аспекте - связанные воедино сюжеты Рождества и Сретения напоминают о том, что наше рождение во Христе должно завершаться воцерковлением. В основании креста написан текст ирмоса рождественского канона: "Христос рождается, славите". Еще ниже обозначен год празднования - 2000.
Иконографические сюжеты аверса решены пластически, а фон и символические элементы выполнены горячей многоцветной эмалью. Белый цвет в иконографии является символом Рая, поэтому белый фон говорит о восстановлении родившимся Спасителем утраченного Рая. Сам крест синего цвета - это небесный цвет Софии Премудрости Божией, цвет истины и правды. Побеги креста зеленые - это цвет Жизни Вечной, дарованной нам Спасителем. Текст ирмоса и имя Христа даны на красном фоне, который одновременно показывает Христа, как Царя Славы, и говорит о Его Жертве и Воскресении.
Реверсы медалей носят прославляющий гимнографический характер и представляют собой пластическое решение иконописных композиций, возникших в Византии в XI-XII вв.
На первой изображена икона, получившая в поздней русской традиции наименование "Собор Богоматери". Она составлена по словам рождественской стихиры, исполняемой на вечерней службе праздника: "Что Ти принесем, Христе..." Центром композиции является Богоматерь, восседающая на престоле с Богомладенцем на коленях и олицетворяющая собой Церковь Христа. Богородице и младенцу Христу предстоят: слева - волхвы с дарами, справа - дивящиеся пастыри. Эти две группы символически показывают два пути ко Христу. В основании иконы по краям изображены аллегорические фигуры земли и пустыни, а в центре - группа избранных от рода человеческого с создателями рождественских канонов святыми Иоанном Дамаскиным и Космой Маиумским. Венчает композицию начало текста стихиры: "Что Ти принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко человек нас ради".
Иконографические сюжеты первой медали завершаются иконой "Всякое дыхание да хвалит Господа", изображенной на реверсе второй медали. Эта икона является иллюстрацией Псалома 148: "Хвалите Господа с небес...", а свое название получила от последнего стиха Псалома 150. Она представляет собой благодарственный гимн Господу всего тварного мира. Венчает композицию последний стих Псалома 150: "Всякое дыхание да хвалит Господа".
Технические характеристики медалей: металл - серебро; проба - 925; техника изготовления - литье по авторским моделям, ручная доводка, фрагментарное золочение, горячая эмаль; диаметр - 42 мм; тираж - 100 комплектов; автор проекта и моделей - Ю.Федоров; изготовитель - ООО "Художественные мастерские Федорова".
Каждый комплект упакован в футляр из натурального дерева. К нему прилагается сертификат подлинности и описание.
История появления этого великолепного комплекта связана с Всероссийскими православными выставками, проводящимися в Москве с 1996 года. По заказу Оргкомитета выставки в конце 1997 года мастер изготовил серебряную медаль, которая дважды в год вручается лучшим экспонентам. Работа с медалями оказалась настолько интересна мастеру, что родилась идея создания иллюстраций Священного Писания средствами медальерного искусства. Сейчас в творческих планах Мастерской Федорова - целая программа развития этого проекта, рассчитанная на много лет. Знатоки и ценители искусства Юрия Федорова, а также коллекционеры-фалеристы будут каждый год радоваться все новым моделям.