На первую страницу

крест
Русский дом, №1. Оглавление


Наши святыни

НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ
В ПЕТЕРБУРГЕ

"Не стоит град без праведника". Не стоит он и без святой обители. Знали это православные цари. Боголюбивая государыня императрица Елизавета Петровна, вступив на престол в 1741 году, пожелала воздвигнуть в новой столице девичий монастырь, куда, по преданию, намеревалась удалиться в старости. Для этой цели государыня передала свой летний дворец, известный под названием "Смольный", где 20 монахинь положили начало монашеской жизни. Закладка храма во имя Воскресения Христова ознаменовала рождение Воскресенского Новодевичьего монастыря, часто называемого Смольным по месту расположения. Своего расцвета Смольный монастырь достиг при государе, императоре Николае Павловиче. Заботясь о полноте духовной жизни столицы. Государь высочайше утверждает положение о строительстве обители. Игуменией была назначена монахиня Феофания из Горицкого монастыря Новгородской епархии, хорошо известная своими добродетелями.
Игумения Феофания (Александра Сергеевна Шулепникова) происходила из старинного дворянского рода. Она родилась 15/28 февраля 1785 года. В двадцатилетнем возрасте с успехом окончила Екатерининский институт в Петербурге. Своими способностями и благонравием Александра Сергеевна снискала расположение вдовствующей императрицы Марии Федоровны, чье сердечное участие сопровождало ее всю последующую жизнь. Но неожиданные превратности судьбы, и потеря супруга (генерал С.С. Готовцев погиб в Шведской кампании через полтора месяца после свадьбы) и внезапная кончина 4-летней дочери - совершили нравственный переворот в ее душе. Александра Сергеевна решилась оставить мир, всецело посвятив себя Богу, понимая, что служение Богу требует до самозабвения свободного и радостного предания себя в Его Святую волю. Великим постом 1818 года отправилась она в Горицкий монастырь. Двадцать семь лет подвизалась Александра Сергеевна (в иночестве Феофания) в Горицком монастыре, пройдя все многотрудные и многоразличные послушания. В последние годы она служила ризничей, писала иконы, вышивала золотом. На 60-летнюю старицу и пал выбор митрополита Петербургского Антония.
Вместе с другими монахинями прибыла она в Петербург. Первой постройкой на новом месте стала деревянная церковь, освященная в честь Казанской иконы Божией Матери 10/23 октября 1848 года. Из Казанского собора столицы по этому случаю доставили великую православную святыню - старинный чудотворный образ Казанской Божией Матери.
"Воля Царя Небесного, слово Царя земного, любовь к святыни православного народа" - и громадное дело совершилось. Третьего ноября 1849 года в присутствии царской фамилии митрополитом Никанором произведена закладка каменного соборного храма Воскресения Христова с пятью приделами. В 1854 году в Неделю Всех Святых переселились монахини с Васильевского острова в каменный корпус. По сторонам собора монастырских корпусах устроены были две церкви. Церковь в честь Афонской (Ватопедской) иконы Божией Матери, где часто молилась матушка Феофания, освятили в 1854 году. Список Ватопедской иконы "Отрада и утешение" был прислан старцем Серафимом Святогорцем со Святой Горы Афон.
Из шести монастырских церквей две - во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радости", часто называемой Карамзинской (1856), и Святого Пророка Илии (1888) - возведены на кладбище, на котором одним из первых был погребен монастырский архитектор Николай Ефимович Ефимов.
Молитвами, трудами и слезами налаживалась строгая монашеская жизнь.
Божия избранница игумения Феофания, наделенная многими духовными дарами, отмеченная и земными царскими наградами, тихо почила в Духов День на 80-м году жизни 16/29 мая 1866 года. В ее духовном завещании сказано: "Един Господь ведает, каких трудов и попечений стоило основание и поддержание святой обители в желаемом благоустройстве..."
Всесильная помощь Царя Небесного изливалась неисчислимыми милостями, поддерживала, укрепляла, утешала ее в прохождении земного поприща. По кончине великой праведницы монастырь плодотворно развивался благодаря строго наложенному монашескому житию. При игумении Валентине (+1904) иконописная мастерская под руководством академика живописи Г.И. Яковлева выполняла множество заказов (в том числе и за границу). Изделия монастырских золотошвейных мастерских славились на всю Россию. Открыт был детский приют. Князь-Владимирская церковно-учительская и церковно-приходская школы бесплатного обучения со своей Введенской церковью (ныне больница им. Коняшина).
При игумении Антонии (Рейнбот), 8/21 июня 1908 года по проекту В.А. Косякова был заложен каменный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Строительство закончили к 1912 году и приступили к отделке. Величественный храм оказался глубоко созвучным нашему времени. Знаток древних стилей В. Косяков умело использовал новые строительные и декоративные материалы в отделке: керамическую плитку, майолику, литые рельефы "под резьбу по камню", черепицу на куполе.
Последняя настоятельница игумения Феофания (Рентель) подвизалась в Новодевичьем монастыре с 1903 года. Сразу после кончины игумении Антонии возглавила обитель в трудные годы гонения на Церковь.
В 1925 году монастырь был упразднен, началась конфискация земель и имущества. Однако иноческая жизнь еще сохранилась в стенах обители, пока игумению и последних сестер не арестовали. В 1935 году матушку Феофанию отправили в ссылку в Башкирию. Дальнейшая судьба ее пока не известна. В разроренном монастыре остались одни больные и престарелые, которых закрыли в подвале, обрекая на смерть. Разграбили монастырский собор, взорвали колокольню. Одно из самых живописных кладбищ Петербурга подверглось надругательству. Сильно пострадал некрополь, где погребны многие выдающиеся государственные, общественные и военные деятели, поэты, композиторы, литераторы: Ф. Тютчев, н. Некрасов, Н. Римский-Корсаков, А. Майков, Э. Направник, М. Чигорин, П. Багратион, А. Краевский, П. Демидов, А. Лядов, Г. Невельской - гордость и слава Отечества. Но и поныне сохранились погребения сестер обители. Среди дорогих могил и праведница XIX столетия, блаженная Дарьюшка (инокиня Исидора), чей удивительный подвиг непостижимой кротости и смирения столь живописно изложен в книге С. Снессоревой "Дарьюшка".
Семидесятилетнее "вавилонское" пленение закончилось. В 1990 году началось постепенное возвращение монастырских святынь. Первым был передан храм Казанской иконы Божией Матери, который сначала был возрожден как приходской. Рождественским постом 1996 года с первыми насельницами началось возрождение монашеского подвига в Воскресенском Новодевичьем монастыре. К этому времени была обретена могила приснопамятной основательницы.
Знаком сугубой Божией милости, подтверждающим непрерываемость молитвенного подвига, связывающего "тогда" и "сейчас", стало промыслительное событие, подтверждающее Божие благословение к монастырю. В декабре 1996 года в храме появилась сияющая обновленная икона Казанской Божией Матери. Прежде потемневшая, пострадавшая от времени и небрежения, сменив много владельцев, она попала в Никольский собор. Этот дивный образ собиралась реставрировать, но он сам обновился 6 ноября 1996 года в праздник иконы "Всех скорбящих Радости", как только собрались передать его в Казанский храм.
В Казанском храме находится часть мощей священномученика архиепископа Верейского Илариона (Троицкого), скончавшегося в больнице пересыльной тюрьмы. В последний путь его проводил митрополит Серафим (Чичагов), который с закрытием лавры жил в Новодевичьем монастыре. Почти семьдесят лет покоились мощи святителя на петербургском Новодевичьем кладбище. Несколько поколений петербуржцев заботливо хранили скромную могилку. 24 июля 1998 года мощи святителя были обретены, и девять месяцев их присутствие в Казанском храме утешало сестер обители и петербургскую паству. 9 мая 1999 года по решению Священного Синода Русской Православной Церкви мощи святителя были перенесены в Москву в Сретенский монастырь. В этот день тысячи паломников пришли попрощаться с дорогой святыней, помолиться Владыке Илариону о покровительстве и помощи. Люди свидетельствовали, что получали исцеления душевных и телесных недугов по молитвам у мощей святителя. Богослужение, совершавшееся в этот день Высокопреосвященнейшим митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром, и крестный ход с мощами священномученика Илариона словно обновили пасхальную радость людей.
В раке, где ранее покоились мощи святителя, сейчас находятся облачение, панагия, крест, Евангелие, с которыми владыка Иларион был похоронен в 1929 году.
После расставания с мощами святителя Илариона сестры и прихожане были утешены Царицей Небесной. 10 июня 1999 года прихожанами храма Христа Спасителя в Москве была пожертвована икона Божией Матери "Державная". Икона была освящена, перед ней отслужили молебен с общенародным пением Акафиста, а затем совершен Крестный ход вокруг монастыря с окроплением его стен святой водой. Православные люди со слезами радости и умиления несли маленькие иконки Державной Божией Матери, портреты и образы государя императора Николая II. Государыни императрицы Александры Федоровны и их чад. По воскресным дням в обители неизменно совершается Акафист Державной иконе Божией Матери.
Постепенно налаживается традиционная монастырская жизнь. Совершается усердное помилование всех благодетелей и благотворителей, живых и усопших, служатся панихиды в дни всенародной скорби. Руками сестер осуществляется подновление и реставрация икон и храмовых росписей, в швейной мастерской своими силами шьют облачения. В богадельне при монастыре нашли приют болящие и престарелые. Из-за нехватки помещений старушки, многие из которых лежачие инвалиды, буквально ютятся в трех комнатках. Но забота духовника и врача о. Евгения, внимательное отношение сестер-сиделок утешают их на закате земной жизни. Исповедь, причащение Святых Христовых Тайн, постоянная молитва поддерживают не только духовные, но и телесные силы насельниц Богадельни. В городе это - пока единственная церковная богадельня для постоянного проживания. Сестры молятся Пресвятой Владычице Богородице, чтобы иметь возможность дать кров и христианскую заботу многим и многим обездоленным, от которых отказались и государство, и городские власти, и родные.
В сентябре этого года по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в пос. Лисино-Корпус монастырю передан храм Происхождения Честных Древ Креста Господня для создания при нем монастырского подворья. Прекрасный храм, построенный по проекту архитектора А. Бенуа, в котором молились русские императоры, начиная с государя Александра II.
Ожил "островок вечности". Пока передан только один храм и три полуразрушенных флигеля. В одном из них ютятся сестры, там же помещается богадельня, трапезная, библиотека, мастерские.
Остальные храмы монастыря по-прежнему оскверняются, в монастырских корпусах - все та же "мерзость запустения". Господь "целует намерения", приемлет и малую лепту, сторицею воздает благодетелям, многочисленным друзьям за "земные" милости и помощь, оказываемые монастырю. Знает это православный народ и не оскудевает рука дающего.

Адрес монастыря:
196084, Россия, Санкт-Петербург,
Московский пр., 100.
Для жертвователей:
Филиал Внешторгбанка в Санкт-Петербурге
р/cч 40703810400000002206
к/cч 30101810200000000733
БИК 044030733
ИНН 7831000820
ОКПО 09805024