Интервью
"ДЛЯ МЕНЯ ИСТОРИЯ СВЯЩЕННА
И НЕДЕЛИМА"
Беседовал В.Н. Суховский
Академик РАН Борис Александрович РЫБАКОВ
объял своим аналитическим умом многие века
славянской истории, являясь одновременно и
археологом, и археографом, и историком фольклора.
Тома книг выдающегося ученого стали настольными
книгами для серьезных историков не только нашей
страны, но и всего мира. Борис Александрович
свыше сорока лет возглавлял Институт археологии
и ныне остается его почетным директором. И в 91 год
ученый сохранил удивительную работоспособность,
а всего на его счету свыше 400 публикаций
разнообразнейших работ, свидетельствующих о
широчайшем диапазоне его деятельности.
Корреспондент:
- Борис Александрович, как вам удалось
определить, кто является автором "Слова о
полку Игореве"?
- В своей книге "Древняя Русь. Сказания, былины,
летописи" я доказал, что почти все былинные
сюжеты укладываются в хронологические рамки
русской истории с IX по первую половину XIII века, и
пришел к выводу, что былины - это художественное
осмысление народом конкретных исторических
событий. Это - историческая память народа. С таких
же позиций я подходил к исследованию летописей,
сопоставляя их. Анализ текстов и статистические
расчеты позволили мне сделать вывод, что "Слово"
- подлинная вещь, написанная по следам событий в
конце XII века в Киеве Петром Брониславовичем -
боярином, который был на дипломатической службе
и выполнял целый ряд поручений, в том числе был
послом Киева в Галиче, лично знал многих князей.
- Вы вели археологические раскопки в Чернигове,
Любече, Новгороде и Тмутаракани. Последний был
центром Таманского княжества, занимающего часть
Кавказа и Крыма на побережьях Азовского и
Черного морей. Насколько результаты раскопок
подтверждают присутствие наших предков и
исторические права на эти земли в связи со
спорами вокруг Крыма и турецкими притязаниями на
Кавказе?
- Я вел раскопки в центре Таманского княжества -
Тмутаракани и раскопал церковь XI-XII веков. Немало
оснований полагать о высокой культуре и расцвете
ремесел в этом древнерусском княжестве. Оно было
русским окном в Византию. Для связей с северо-западной
Европой таковым стал Новгород. На Тамани и в
Крыму русские мирно уживались с греками, а в
отношении с полукочевыми народами был эпизод,
когда русский князь заявил их князю: давай
побьемся с тобой, чем народ истреблять в битве, - и
победа была за ним. Добрым соседом было
христианское Абхазское царство. Русские
укрепились, обустроились на южных морях за
несколько веков до турок, которые пришли
завоевателями с Аравийского полуострова и после
захвата Малой Азии докатились до Кавказа.
- Кое-кто сегодня в Киеве начинает доказывать,
что князь Владимир был украинцем, или, как теперь
на Украине говорят, не русским, а "руським".
Вы много изучали летописей и подлинно знаете,
каким языком они написаны. Находите ли вы
различия в языке тогдашних обитателей в
Новгороде?
- Восточные славяне были в составе одного
государства от Новгорода на севере до Черного
моря на юге. Русские, украинцы и белорусы
составляют триединый народ. У нас один корень,
одна история и древняя государственность. Все
летописи - что в Киеве, что в Новгороде - писались
на одном древнерусском языке. Помрачение
Беловежской пущи еще не прошло у части
украинских националистов. Они пытаются
переписать историю, но это все равно, что
оскорблять память предков и времен Киевской Руси,
и времен Богдана Хмельницкого. А сколь
великороссов погибло, спасая малороссов от
набегов крымского хана и турок, от нашествия
поляков, французов и немцев?! Древнерусский язык
сквозь многие века пронесли русины в Закарпатье,
и это говорит о многом.
- Вы более полувека вели археологические
раскопки на Украине. Для вас, вероятно, эти места
очень близки и дороги?
- В моей книге "Древности Чернигова"
рассказано об открытом мной Благовещенском
соборе 1186 года с мозаичными полами. Мной
реконструирован замок-усадьба Владимира
Мономаха в Любече с укреплениями, дворцовыми и
хозяйственными постройками, церковью и
сторожевыми башнями, изучен и восстановлен облик
городов-крепостей по Днепру и Стугне,
построенных в конце Х века для защиты от
печенегов. Удалось доказать подлинность
былинного героя Ставра Годиновича надписью-граффити
из Киевского Софийского собора, где названо его
подлинное отчество - Гордятинич. В книге "Геродотова
Скифия. Историко-географический анализ" я
пришел к выводу, что в Днепровском Правобережье
жили славянские племена еще во времена Геродота.
Я всю жизнь трудился над нашей общей историей,
для меня она священна и неделима.
- В "Очерках истории русской культуры" вы
впервые сделали вывод о появлении, начиная с
конца XIV века, идеи единства языка и культуры Руси,
объединяющей разрозненные княжества и уделы. У
вас есть разногласия с академиком Лихачевым и с
Львом Гумилевым?
- Да, на некоторые вещи мы смотрели по-разному. Это,
впрочем, не помешало мне поддержать Лихачева при
выдвижении в академики. А Гумилев неоправданно
затушевывает огромный урон, нанесенный Руси
монголо-татарским игом во время расцвета ее
культуры. В моей монографии-альбоме "Русское
прикладное искусство X-XIII веков" Русь
предстает во всем великолепии высочайшего
ювелирного и ремесленного искусства.
- Действительно ли наша государственность
начинает складываться в VI веке, а не в IX, как
принято было считать до сих пор?
- Да, в VI-VII веках сложился мощный союз племен
Среднего Приднепровья "Русская земля" под
главенством росов-русов. В VII-IX веках в результате
длительного и сложного развития складывается
суперсоюз "Киевская Русь".
- Как вам удавалось и удается совмещать научную
работу с преподавательской и редакторской?
- Я привык работать с аудиторией и чувствую
призвание "сеять разумное, доброе, вечное".
Для меня патриотизм никогда не был отвлеченным
понятием. Я старался всегда привить студентам
любовь к Отечеству через любовь к его истории,
будучи заведующим кафедрой, деканом
исторического факультета, проректором МГУ. Более
20 лет продолжались "Рыбаковские среды" -
заседания Отдела истории культуры "Совета по
культуре" РАН в институте русского языка.
Благодаря преподавательской работе у меня много
учеников и последователей. Кстати, "Повесть
временных лет", "Русскую правду" и "Слово
о полку Игореве" я читаю на лекциях в
подлиннике, чтобы студенты привыкали к
образности и красочности, поэтичности языка и
стиля Древней Руси. Я не только бужу генетическую
память через красоту чеканного ритма и
поэтического слога "Слова о полку Игореве",
но и учу извлекать из первоисточника необходимую
историческую информацию.
- Многие страницы ваших книг читаются как
увлекательный роман. По учебникам, автором и
редактором которых вы являетесь, мы учились в
школе, а в Литинституте рекомендовали ваш
учебник для студентов исторических факультетов.
В душе осталась глубокая благодарность за
приобщение к отечественной истории. На одной из
ваших лекций в Доме литераторов вы так чудесно
связали ремесла и вышивки Древней Руси с
современным народным творчеством, что я и
большинство писателей слушали зачарованно.
Оказывается, с раннего детства мы видели те же
узоры, что и древние русичи.
- Я подошел к расшифровкам вышивок как ученый. Это
генетическая память народа и глубокая верность
истокам и устоям, перенесенная из поколения в
поколение через десятки веков. И то, что эти
вышивки в разных краях, на юге и на севере страны
имеют много общего, говорит об историческом
единстве русского народа. Тысяча и даже полторы
тысячи лет передается красочная информация,
удивительно сочетающая языческие и православные
элементы.
- Расскажите, пожалуйста, о своих родных, своем
роде.
- Мой дед по матери был довольно зажиточным
купцом в Лефортове. С его усадьбой связаны самые
яркие и дорогие детские впечатления. Добротный
двухэтажный дом, флигель двухсотлетний,
уцелевший при наполеоновском нашествии и пожаре.
Конечно, мальчишку привлекали прежде всего
конюшня и каретный сарай таинственностью
укромных уголков. Старые русские традиции
дедушкой почитались. Меня завораживала
атмосфера праздника, когда на Рождество, на Пасху
и на дедушкины именины только одной родни
собиралось до тридцати человек. Представляете,
как это все мне вспоминались эти застолья в
голодные послереволюционные годы, когда
заплесневелый хлеб и бычьи хвосты считались
деликатесом. В 1918 году, во время голода и тифа в
Москве, несколько тысяч московских школьников на
пароходах по Москве, Волге и Каме были отправлены
в хлеборобные Казанскую и Уфимскую губернии. Мы
там работали три года, пока и там не разразился
голод. На обратном пути в Нижнем Новгороде нас с
матерью приютили близкие, но не могли нам дать ни
кусочка хлеба. И вот когда мы доедали последнюю
свеклу и были в отчаянии, появился мужик в
красной рубахе, оказавшийся внуком няньки,
которая воспитывала моего деда. Он повел нас на
вокзал, взял мать на руки и втолкнул в
переполненный людьми товарный вагон, а меня
бросил в него, как мячик. Так мы вернулись в
Москву, а там уже НЭП, открылись кое-какие
магазины.
Мое призвание во многом было предопределено
средой старообрядческой купеческой семьи, где
толстые старинные книги хранились как реликвии.
В 1921 году, по возвращении в Москву, мать
преподавала в Детском доме. Я не учился, а
осваивал историческое прошлое старинных улочек
сначала на Таганке, а потом по всему центру
Москвы, словно предчувствуя, что через десяток
лет многое взорвут. Меня привлекали
таинственностью прошедших веков монастыри и
церкви. Крепостные стены и башни, древние
памятники стали моими учителями в познании
истории. Потом я экстерном окончил школу и
поступил на историко-этнологический факультет
Московского университета. После службы в
кавалерии я стал научным сотрудником
Исторического музея, который во многом
сформировал меня как ученого.
- Над какой новой книгой вы работаете в
настоящее время?
- Сейчас пишу книгу, которая будет называться "Судьба
славянства от Геродота до Нестора". В ней
прослеживается влияние античной культуры Рима и
Греции на славянство. Данные археологии,
исторические источники я дополняю почерпнутым в
народных сказках, фольклоре.
- У вас сильное рукопожатие и молодой голос,
полный силы и энергии. Что вам помогает в 91 год
быть в хорошей форме?
-Я не пью водки и всего один месяц в своей жизни
курил и бросил, поняв, какой это вред здоровью.
Занимался спортом: лыжами, верховой ездой, на
коньках мог вальс танцевать. Одно время
увлекался байдарками. Ну и наследственность -
важный фактор. Мой отец умер в 1977 году в возрасте
93 лет. Но он многое пережил, а ко мне судьба в
общем-то была благосклонна.