На первую страницу

крест
Русский дом, №1. Оглавление


Интервью

"ДЛЯ МЕНЯ ИСТОРИЯ СВЯЩЕННА
И НЕДЕЛИМА"
Беседовал В.Н. Суховский

Академик РАН Борис Александрович РЫБАКОВ объял своим аналитическим умом многие века славянской истории, являясь одновременно и археологом, и археографом, и историком фольклора. Тома книг выдающегося ученого стали настольными книгами для серьезных историков не только нашей страны, но и всего мира. Борис Александрович свыше сорока лет возглавлял Институт археологии и ныне остается его почетным директором. И в 91 год ученый сохранил удивительную работоспособность, а всего на его счету свыше 400 публикаций разнообразнейших работ, свидетельствующих о широчайшем диапазоне его деятельности.

Корреспондент:
- Борис Александрович, как вам удалось определить, кто является автором "Слова о полку Игореве"?
- В своей книге "Древняя Русь. Сказания, былины, летописи" я доказал, что почти все былинные сюжеты укладываются в хронологические рамки русской истории с IX по первую половину XIII века, и пришел к выводу, что былины - это художественное осмысление народом конкретных исторических событий. Это - историческая память народа. С таких же позиций я подходил к исследованию летописей, сопоставляя их. Анализ текстов и статистические расчеты позволили мне сделать вывод, что "Слово" - подлинная вещь, написанная по следам событий в конце XII века в Киеве Петром Брониславовичем - боярином, который был на дипломатической службе и выполнял целый ряд поручений, в том числе был послом Киева в Галиче, лично знал многих князей.
- Вы вели археологические раскопки в Чернигове, Любече, Новгороде и Тмутаракани. Последний был центром Таманского княжества, занимающего часть Кавказа и Крыма на побережьях Азовского и Черного морей. Насколько результаты раскопок подтверждают присутствие наших предков и исторические права на эти земли в связи со спорами вокруг Крыма и турецкими притязаниями на Кавказе?
- Я вел раскопки в центре Таманского княжества - Тмутаракани и раскопал церковь XI-XII веков. Немало оснований полагать о высокой культуре и расцвете ремесел в этом древнерусском княжестве. Оно было русским окном в Византию. Для связей с северо-западной Европой таковым стал Новгород. На Тамани и в Крыму русские мирно уживались с греками, а в отношении с полукочевыми народами был эпизод, когда русский князь заявил их князю: давай побьемся с тобой, чем народ истреблять в битве, - и победа была за ним. Добрым соседом было христианское Абхазское царство. Русские укрепились, обустроились на южных морях за несколько веков до турок, которые пришли завоевателями с Аравийского полуострова и после захвата Малой Азии докатились до Кавказа.
- Кое-кто сегодня в Киеве начинает доказывать, что князь Владимир был украинцем, или, как теперь на Украине говорят, не русским, а "руським". Вы много изучали летописей и подлинно знаете, каким языком они написаны. Находите ли вы различия в языке тогдашних обитателей в Новгороде?
- Восточные славяне были в составе одного государства от Новгорода на севере до Черного моря на юге. Русские, украинцы и белорусы составляют триединый народ. У нас один корень, одна история и древняя государственность. Все летописи - что в Киеве, что в Новгороде - писались на одном древнерусском языке. Помрачение Беловежской пущи еще не прошло у части украинских националистов. Они пытаются переписать историю, но это все равно, что оскорблять память предков и времен Киевской Руси, и времен Богдана Хмельницкого. А сколь великороссов погибло, спасая малороссов от набегов крымского хана и турок, от нашествия поляков, французов и немцев?! Древнерусский язык сквозь многие века пронесли русины в Закарпатье, и это говорит о многом.
- Вы более полувека вели археологические раскопки на Украине. Для вас, вероятно, эти места очень близки и дороги?
- В моей книге "Древности Чернигова" рассказано об открытом мной Благовещенском соборе 1186 года с мозаичными полами. Мной реконструирован замок-усадьба Владимира Мономаха в Любече с укреплениями, дворцовыми и хозяйственными постройками, церковью и сторожевыми башнями, изучен и восстановлен облик городов-крепостей по Днепру и Стугне, построенных в конце Х века для защиты от печенегов. Удалось доказать подлинность былинного героя Ставра Годиновича надписью-граффити из Киевского Софийского собора, где названо его подлинное отчество - Гордятинич. В книге "Геродотова Скифия. Историко-географический анализ" я пришел к выводу, что в Днепровском Правобережье жили славянские племена еще во времена Геродота. Я всю жизнь трудился над нашей общей историей, для меня она священна и неделима.
- В "Очерках истории русской культуры" вы впервые сделали вывод о появлении, начиная с конца XIV века, идеи единства языка и культуры Руси, объединяющей разрозненные княжества и уделы. У вас есть разногласия с академиком Лихачевым и с Львом Гумилевым?
- Да, на некоторые вещи мы смотрели по-разному. Это, впрочем, не помешало мне поддержать Лихачева при выдвижении в академики. А Гумилев неоправданно затушевывает огромный урон, нанесенный Руси монголо-татарским игом во время расцвета ее культуры. В моей монографии-альбоме "Русское прикладное искусство X-XIII веков" Русь предстает во всем великолепии высочайшего ювелирного и ремесленного искусства.
- Действительно ли наша государственность начинает складываться в VI веке, а не в IX, как принято было считать до сих пор?
- Да, в VI-VII веках сложился мощный союз племен Среднего Приднепровья "Русская земля" под главенством росов-русов. В VII-IX веках в результате длительного и сложного развития складывается суперсоюз "Киевская Русь".
- Как вам удавалось и удается совмещать научную работу с преподавательской и редакторской?
- Я привык работать с аудиторией и чувствую призвание "сеять разумное, доброе, вечное". Для меня патриотизм никогда не был отвлеченным понятием. Я старался всегда привить студентам любовь к Отечеству через любовь к его истории, будучи заведующим кафедрой, деканом исторического факультета, проректором МГУ. Более 20 лет продолжались "Рыбаковские среды" - заседания Отдела истории культуры "Совета по культуре" РАН в институте русского языка. Благодаря преподавательской работе у меня много учеников и последователей. Кстати, "Повесть временных лет", "Русскую правду" и "Слово о полку Игореве" я читаю на лекциях в подлиннике, чтобы студенты привыкали к образности и красочности, поэтичности языка и стиля Древней Руси. Я не только бужу генетическую память через красоту чеканного ритма и поэтического слога "Слова о полку Игореве", но и учу извлекать из первоисточника необходимую историческую информацию.
- Многие страницы ваших книг читаются как увлекательный роман. По учебникам, автором и редактором которых вы являетесь, мы учились в школе, а в Литинституте рекомендовали ваш учебник для студентов исторических факультетов. В душе осталась глубокая благодарность за приобщение к отечественной истории. На одной из ваших лекций в Доме литераторов вы так чудесно связали ремесла и вышивки Древней Руси с современным народным творчеством, что я и большинство писателей слушали зачарованно. Оказывается, с раннего детства мы видели те же узоры, что и древние русичи.
- Я подошел к расшифровкам вышивок как ученый. Это генетическая память народа и глубокая верность истокам и устоям, перенесенная из поколения в поколение через десятки веков. И то, что эти вышивки в разных краях, на юге и на севере страны имеют много общего, говорит об историческом единстве русского народа. Тысяча и даже полторы тысячи лет передается красочная информация, удивительно сочетающая языческие и православные элементы.
- Расскажите, пожалуйста, о своих родных, своем роде.
- Мой дед по матери был довольно зажиточным купцом в Лефортове. С его усадьбой связаны самые яркие и дорогие детские впечатления. Добротный двухэтажный дом, флигель двухсотлетний, уцелевший при наполеоновском нашествии и пожаре. Конечно, мальчишку привлекали прежде всего конюшня и каретный сарай таинственностью укромных уголков. Старые русские традиции дедушкой почитались. Меня завораживала атмосфера праздника, когда на Рождество, на Пасху и на дедушкины именины только одной родни собиралось до тридцати человек. Представляете, как это все мне вспоминались эти застолья в голодные послереволюционные годы, когда заплесневелый хлеб и бычьи хвосты считались деликатесом. В 1918 году, во время голода и тифа в Москве, несколько тысяч московских школьников на пароходах по Москве, Волге и Каме были отправлены в хлеборобные Казанскую и Уфимскую губернии. Мы там работали три года, пока и там не разразился голод. На обратном пути в Нижнем Новгороде нас с матерью приютили близкие, но не могли нам дать ни кусочка хлеба. И вот когда мы доедали последнюю свеклу и были в отчаянии, появился мужик в красной рубахе, оказавшийся внуком няньки, которая воспитывала моего деда. Он повел нас на вокзал, взял мать на руки и втолкнул в переполненный людьми товарный вагон, а меня бросил в него, как мячик. Так мы вернулись в Москву, а там уже НЭП, открылись кое-какие магазины.
Мое призвание во многом было предопределено средой старообрядческой купеческой семьи, где толстые старинные книги хранились как реликвии. В 1921 году, по возвращении в Москву, мать преподавала в Детском доме. Я не учился, а осваивал историческое прошлое старинных улочек сначала на Таганке, а потом по всему центру Москвы, словно предчувствуя, что через десяток лет многое взорвут. Меня привлекали таинственностью прошедших веков монастыри и церкви. Крепостные стены и башни, древние памятники стали моими учителями в познании истории. Потом я экстерном окончил школу и поступил на историко-этнологический факультет Московского университета. После службы в кавалерии я стал научным сотрудником Исторического музея, который во многом сформировал меня как ученого.
- Над какой новой книгой вы работаете в настоящее время?
- Сейчас пишу книгу, которая будет называться "Судьба славянства от Геродота до Нестора". В ней прослеживается влияние античной культуры Рима и Греции на славянство. Данные археологии, исторические источники я дополняю почерпнутым в народных сказках, фольклоре.
- У вас сильное рукопожатие и молодой голос, полный силы и энергии. Что вам помогает в 91 год быть в хорошей форме?
-Я не пью водки и всего один месяц в своей жизни курил и бросил, поняв, какой это вред здоровью. Занимался спортом: лыжами, верховой ездой, на коньках мог вальс танцевать. Одно время увлекался байдарками. Ну и наследственность - важный фактор. Мой отец умер в 1977 году в возрасте 93 лет. Но он многое пережил, а ко мне судьба в общем-то была благосклонна.