На первую страницу

крест
Русский дом, №1. Оглавление


К Рождественским чтениям

РУССКАЯ ШКОЛА В 2000 ГОДУ
Ю.С. Исатов

Еще в IV веке до Рождества Христова было известно, что народное воспитание всегда соответствует характеру государственного строя, его целям и охраняемым принципам - религиозным либо атеистическим. Вся последующая история цивилизации многократно подтвердила это правило. А сформулировал его создатель афинского лицея и греческой науки Аристотель. Связь государства и школы такова, что содержание педагогики не только отвечает формам государственной власти, но и само способствует наилучшему утверждению этих форм.
Не стоит и доказывать, что цели государственной политики народного образования в каждом случае провозглашаются самые благие и, по преимуществу, нравственные.
Как же случилось, что сегодня и Россия и весь мир, такой древний, мудрый и опытный, вдруг оказались перед лицом глобальной духовной катастрофы, сдержать которую не смогут ни границы самых что ни на есть цивилизованных, технически оснащенных государств, ни школа, ни общество, ни семья?

Семья, церковь и государство

"Семья - древнее государство", - учит святитель Филарет Московский: "Посему жизнь семейная в отношении к жизни государственной есть некоторым образом корень дерева. Чтобы дерево зеленело, цвело и приносило плод, надобно, чтобы корень был крепок и приносил дереву чистый сок".
Святые отцы христианской церкви не считали языческий мир исключенным из Божьего Промысла и божественных забот. Святость семьи, домашнего очага, аскетизм семейной и общественной жизни исповедовали лучшие годы античного мира. Смысл аскетики - вовсе не пассивность, но действие. Глагол "аскео" означает: обрабатывать, упражняться, заниматься, стараться. По рассказу Плутарха, римский сенатор Катон Старший, имея ученого раба, не доверил ему воспитание сына, но сам обучал мальчика грамматике и праву. Более же всего - учил своим примером, как ездить верхом, владеть оружием, переносить лишения, холод и зной. Учил, как вести себя среди людей, как входить в понимание государственных забот. При этом всякий поступок, который бы мог осквернить душу ребенка, сурово пересекался. Будучи цензором, Катон исключил из сената некоего Манлия только за то, что он среди бела дня вздумал в присутствии дочери поцеловать собственную жену.
Первое известие о римских школах относится к 449 году до н. э. Они уже есть во всех маленьких городах. Государство-республика в это дело никак не вмешивалось - ни поощрением, ни запрещением, ни хотя бы надзором. Отец сам решал, доверить ли школе ребенка.

Вплоть до эпохи Пунических войн, расширивших Рим почти до границ империи, воспитание сохраняет свой частный характер. Во времена империи государство начинает вмешиваться в школьные дела. Август делает школу в своем дворце и назначает учителю жалование. Тиберий покровительствует сословию преподавателей, даже делает одного из них сенатором. "Скупой" Веспасиан назначает жалование некоторым лучшим учителям, а Троян обеспечивает образование 5000 детей, доплачивая из фонда пособий малоимущим семьям. Адриан (117-138 г. н. э.) распространяет эту практику и на провинции. Он строит множество школ и назначает учителям казенное содержание. Император Антонин освобождает от налогов риторов, философов, грамматиков и врачей.
В широком смысле школьное образование становится делом органов местного самоуправления городов (муниципалитетов), которым цезари помогают своими частными пожертвованиям. Но право назначения (аттестации) преподавателей в общественных школах (всецело) принадлежит императору и назначаемым им лично журналам.
Как видим, здесь сохраняется подобие неприкосновенной семейной власти отца. Крещение Римской империи произошло, подобно прозрению Савла, практически мгновенно на всей огромной территории государства, вместившего в себя десятки племен и народов.
Обращение Рима совпало с перенесением его столицы в Константинополь (330 г.). Когда же за отступничество Юлиана и многочисленной ереси, Божий гнев попустил нашествие гуннов и падение Западной империи, то и в пришедших ей на смену национальных монархиях Церковь заняла подобающее место. Феодализм сохранил практически без изменения муниципальную систему управления. Во многих независимых от феодала городах епископы возглавили городские общины, а значит, и систему народного просвещения.

Похищение Европы

Исторические сведения о русских школах скудны. Вплоть до XVII века, когда святитель Димитрий Ростовский устроил первые народные школы. Существенно то, что характер народного просвещения в Руси-государстве изначально складывается как церковный и семейный. Церковным было искусство, начинателем которого стал преподобный Алипий-иконописец, печерский монах. Христианизация разом охватила все общественные структуры, начиная от семьи. Вспомните Поучение Владимира Мономаха своим детям, объединившее в себе основные положения Ветхого Завета ("Начало премудрости - страх Господень"), Благой вести (учение о "милости") и православного государственного домостроительства. Все это скреплено примерами собственной жизни: "Что надлежало делать отроку (слуге) моему, то сам делал - на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и в стужу, не давая себе покоя... И за церковным порядком и за службой сам наблюдал". Как видим, княжеское (а в дальнейшем - царское) воспитание включает в себя начатки понимания необходимости ограждения не только нравственности, но и самой Христовой Церкви.
Покуда хранительницей грамоты и нравственной проповеди выступала Церковь, воспитание нравов непосредственно через семью было наиболее благотворным и эффективным. В ответ на проповедь церковью аскетического идеала русское общество создало в конце XV века "Домострой" - чудный памятник того, насколько этот идеал вошел в плоть и кровь русского народа. Своеобразный мирской устав семейной жизни и общественной жизни "по заповедям Господним и отеческому преданию". Многие положения Домостроя вошли в законодательный сборник 1551 года, "Стоглав". Вплоть до XIX века любимым народным чтением остаются жития святых, а также разнообразные Прологи и Цветники - сборники нравоучительных примеров из жизни, рассчитанные на ежедневное чтение в течение года в семейном кругу. Итак, мы видим, как и "Семья - малая церковь" (ап. Павел) и "Дом - государство" возводятся по одному образцу.
Можно считать, что от первой попытки святого равноапостольного князя Владимира организовать в Киеве школу для подготовки священников из детей знати, вплоть до середины XVII века, школ, как таковых, на Руси нет. Все образование остается либо семейно-церковным, либо монастырским, либо специальным (учение ремеслу).
Бурное развитие школ, начиная с реформ Петра - вопрос достаточно изученный. Много говорилось о том, что эти школы подверглись резкому обмирщению, влиянию западной культуры и даже возникали школы инославные (Тредиаковский, например, учился в Казани у исзуитов). Западные искусства и философия все более проникают и утверждаются в русской среде. К середине XIX века дехристианизация просвещения идет полным ходом, становится все более планомерной.
Можно сказать, что православный "ренессанс" славянофилов и почвенников - это последняя, отчаянная попытка что-то предпринять ввиду угрозы гибели русской державы.
"Если культурная солидарность наша с Западом неотвратима и неисцелима, то национальное дело наше раз и навсегда проиграно", - пишет в восьмидесятые годы XIX века философ (и оптинский монах) Константин Леонтьев. Многим тогда уже ясно, что страны Европы сливаются в единый атеистический союз. Государственное оформление этого союза полным ходом идет сейчас.
Поэтому сейчас трудно говорить о каких-то новых возможностях, открытых перед православной школой, существующей пока в форме гимназий. Россия все больше теряет государственность и втягивается в систему "нового мирового порядка", которая, судя по всему, не может стать иным, как царством антихриста.
Еще в 1875 году на конференции Верховных советов масонства в Лозанне было принято решение о постепенном исключении отовсюду христианской символики и разрушении путем пропаганды веры в бессмертие души. В точном соответствии с формулой: "воспитание - функция общественного строя". Новый же, надгосударственный строй - "Соединенные штаты Европы" - был провозглашен незадолго до этого (в 1867 году) Бакуниным и Гарибальди.
В 1877 году конвент ложи "Великий Восток" ратовал за отделение церкви от государства и школы от церкви. А в 1917 году, сразу после подготовленной при участии российского филиала этой ложи (Некрасов, Чхеидзе, Гучков, Керенский и др.) Февральской революции, Временное правительство издает приказы о передаче церковно-приходских школ министерству просвещения.
В 1929 году Конгресс Международной лиги франкмасонов создает т.н. педагогический "Комитет действий за мир", который ратует за изъятие из школ учебников патриотической направленности (программа Сороса в России!).
Следующий шаг - отделение школы от семьи и родителей от детей. Разрушение самой семьи в двадцатые годы - это были колонии НКВД для малолетних. Сегодня - правовой беспредел ООНовских организаций. Не так давно специальная комиссия ООН осудила власти Великобритании и Северной Ирландии за то, что там родители имеют возможность решать, будут ли их дети посещать занятия по сексуальному воспитанию в школе. А вот, например, известная порнозвезда, явно в кощунственных целях взявшая себе псевдоним Мадонна, заявила, что эротические клипы в собственном исполнении своей дочери смотреть запрещает, и определила ее в абсолютно закрытую английскую школу. Вот она где, правда-то!
Последняя ступень - детоубийство. Сегодня в России, при попустительстве власти, ежедневно убивают путем аборта 13 тысяч ни в чем не повинных, еще не родившихся младенцев - население целого городка. Шесть миллионов в год. Куда там царю Ироду до нас!
Совершенно ясно, что решение вопроса лежит в иной области, нежели культурно-технологической. Ведь именно "культурно-сенуляризаторская" деятельность Запада служит "освобождению" человека от Бога.
Этот вопрос - государственный. "Родители имеют право приоритета при выборе образования для своих малолетних детей", - гласит статья 26, п.2. Всеобщей декларации прав человека 1949 г. Сегодня в Российской Федерации недостает законодательного обеспечения этих прав, признания русских школ и православных школ государственными, наравне с существующими турецкими, еврейскими и др. Недостает запрета на все, мешающее этому международному праву семьи. В том числе навязанных нам сексуального развращения в СМИ, школах и порнографии, от которой можно спрятаться только в тундру. Недостает ответственности властей перед Богом и людьми.
Чуть более ста лет назад император Александр III? на основе "сельской школы" С.А. Рачинского, создал в России сеть церковно-приходских школ. Уже к концу XIX века в России их стало 35 тысяч и в них училось 1,2 миллиона детей (в 32 тысячах школ министерства было 2,3 миллиона учащихся). Приходы обеспечивали школы менее, чем на треть, более двух третей давали губернский и земский сбор. А министерство народного имущества доплачивало на содержание при школах сельскохозяйственных и ремесленных курсов. Возрождение православных школ не компенсирует деградации. Меняются учебники. Исчезают целые предметы. Сперва "Государство и право", а затем и "Правоведение", замененное на "Граждановедение", в котором понятие государства стало весьма относительным. Меняются методики и методисты. В учебники "Граждановедение" Соколова "душеводителем личности" объявлен Остап Бендер, а в учебнике Долуцкого "Отечественная история. XX век" исторические факты заменены литературными: события истории предлагается оценивать по песням Окуджавы и рассказам Зощенко. Нужна переработка добротных базовых, изобилующих фактами учебников советского времени с точки зрения православия. Такой опыт уже есть, причем применялся он вашим покорным слугой ни в какой не гимназии, а в обычной средней школе. А в качестве дополнительного задания пятиклашки писали сочинения по 4-й Книге царств и Книге пророка Ездры (Кир и персидские войны). С благодарностью вспоминаю, как в 50-е "сталинские" годы нас, третьеклашек, учили нравственному смыслу истории (Рим развратился - потому погиб). Только церковь обладает абсолютным знанием. Одна наука не может быть источником мышления. Все относительные знания из области науки и правовых отношений могут и должны быть пересмотрены с церковной, святоотеческой точки зрения. Чтобы решить проблему, которую поставил еще Аристотель. "Существуют разногласия - ради развития добродетели, или для достижения лучшей жизни должны учиться молодые люди... Не выяснена также и цель воспитания - развитие ли умственных способностей, или нравственных качеств", - пишет про наши дни Аристотель.