На первую страницу

крест
Русский дом, №1. Оглавление


БРОНЗОВЫЕ ЛЕГЕНДЫ ДИКОГО ПОЛЯ
А. Скобенников

Серо-зеленые колеблющиеся волны степных трав, сухой терпкий воздух, безбрежное море, становящееся по весне ярко красным от множества цветущих маков. Когда-то эти цветущие бездны поглотили без следа чудовищные полчища персидского царя Дария, одержимого безумной мечтой покорить Скифию. Немало и других орд завоевателей прокатилось и сгинуло здесь, в придонских степях. Немало легло здесь и русских витязей - все дикое поле усыпано казачьими останками, обмываемыми дождем, обвеваемыми ветрами. Да пробивается сквозь белые казачьи косточки, в отверстия глазниц высокий бурьян, да душистые кусты полыни. Стоят островами в шумящем разнотравном море, курганы на могилах Бог весть каких древних богатырей. И возвышаются на них изваяния каменных воинов, называемые ныне "половецкими бабами". Турки и татары срубали каменным воинам головы, лица, то ли повинуясь своим мусульманским законам, не допускающим изображения человека, то ли страшась извечных стражей Дикого поля. Донские казаки называли эти древние изваяния мамаями. Атрибуты же каменного воина: изогнутую саблю, лук, колчан со стрелами, музыкальный инструмент, чашу - все это можно увидеть и на народных картинках с изображением Казака-Мамая, бытовавшего на землях, где жили запорожцы - Украине, Кубани. Таким образом, древних каменных воинов можно рассматривать как символическое изображение казачьей идеи - несгибаемого защитника родной земли.
Скульптурное изображение Казака - Мамая - одна из центральных фигур в мастерской Константина Чернявского. Здесь и другие эпические персонажи: легендарный атаман Дмитрий Вишневецкий - "Байда", "Казацкий радетель", "Русский порубежник", и даже "Млад ясмен сокол". Когда я немного присмотрелся к работам скульптура, мне стал чудиться в тесной мастерской на Китай-городе тонкий, пронзительный запах полыни, шелест степных трав. Да и сам Константин Радиславович Чернявский, выпускник Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова 1983 года, родовой донской казак, внук полного Георгиевского кавалера, не просто скульптур, не просто художник. Впитавший в себя соки родной, овеянный легендами Донской земли: красоту степей, пряные ароматы под высоким сводом небес, историю, оживающую на руинах Танаиса, города - свидетеля античных времен, в Старочеркасске - столицах Всевеликого Войска Донского, Чернявский сам носитель казачьего духа, казачьих легенд и традиций, казачьей идеи. Он может часами рассказывать о седой казачьей древности, о горькой казачьей доле нашего столетия, о путях возрождения. Прежде всего, Казачьего Духа.
Константин стал участвовать в выставках с 1977 года, будучи студентом-первокурсником Ростовского пединститута, и к 1983 году, к моменту окончания Суриковского института уже вполне определился с тематикой своего творчества - казачество. Понятно, что такой выбор в то время обрекал его на неприятие "официальным искусством". Но в том то и дело, что выбора для Чернявского не было - казачья тематика, по его словам, существовала для него всегда как нечто само собой разумеющееся. К этому же времени художник почувствовал, что основа его творчества - устные, фольклорные сказания услышанные главным образом в родной, домашней среде, -стала уже недостаточной. Несколько лет было посвящено углубленному изучению литературных, научных и архивных источников о казачестве. По-новому, в свете приобретенных знаний, переосмысливалось уже достигнутое, строились новые творческие планы. В начале 90-х начинается новый необычайно продуктивный период творчества. Создается серия произведений совершенно необыкновенного жанра - песенные образы, запечатлевшие ратную жизнь казачью. Композиция "Полно вам, снежочки...", изображающая казака, пьющего поминальную чашу за павших, представляется пластическим выражением строки "У казака дом - черна бурочка". Раненый казак, склонивший голову на шею своему коню, прощание умирающего на чужбине воина с родной землей, - это скульптура "Ой, да разродимая сторонка". Идея символического изображения Защитника, начатая "Казаком Мамаем" и "Казацким радетелем", получила дальнейшее творческое развитие и осмысление в серии скульптурных портретов "Потомк4и казачьего рода". В которую, вошли изображения таких живых символов сегодняшнего казачества, всегдашнего казачьего служения Отечеству, как бывшего главкома ВВС Дейнекина П. С., гениального хирурга, терца Хитрова Ф. М., директора Федеральной службы авиации Зайцева Г. Н., и других.
Скульптором собран более чем значительный натурный материал, его работы однозначно свидетельствуют о недюжинном таланте Чернявского, о большом будущем художника. Направление его творчества можно охарактеризовать, как реализм, истоки которого - народные предания, образы фольклора, казачий эпос. И что особенно важно, его творчество - живой мостик, связывающий нас с седою стариной казачества. ЕЕ новое духовное осмысление дает нам понимание не только одного из истоков нашей культуры, но и цели нашего существования. А значит - и осознание того, кто мы, и куда идем.