Путь к храму
ЗВЕЗДА ПУТЕВОДНАЯ
Н.Е. Сухинина
2000-й год - особый для всех. А для меня еще - юбилейный. 10 лет назад по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II я отправилась в паломничество на святую землю - Иерусалим. Пешком. Одна. Неверующая московская журналистка. С рюкзаком, в джинсах и кроссовках. Зачем?
Перед 2000-м годом у нас у каждого свой долг.
Кончилось время приглядок и поисков, время
искания истины и упования на завтрашний день.
Путеводная земля не ведет, она уже привела нас к
пещере Христова Рождества. Вот мы стоим перед ней,
и войти бы, и поклониться Предвечному Младенцу.
Да с чем войдем-то? Последние десять лет я жила
воспоминаниями о своем походе в Иерусалим, все
так же шла к нему, спотыкаясь, падая, уставая, и -
радуясь безмерно. Господни радости, о них сегодня
моя речь.
18 июля 1990 года. Троице-Сергиева Лавра. Рюкзак у
ног. Стою перед Митрополичьими покоями и жду,
когда примет Патриарх. Меня ведут наконец по
мраморной лестнице, бесшумно открывают дверь -
входите. Белый клубок, мудрые глаза, спокойный
голос:
- Вам предстоит вновь возродить путь русских
паломников в Иерусалим. Ведь на Святую землю
ходили всегда, но после революции вы - первая...
Про кого это? Смятение в душе, щелкают затворы
фотоаппаратов, ощущение отстраненности от
происходящего. Святейший благословляет
иконочкой. С Богом!
Первая ночь на дачном участке сослуживицы под
Сергиевым Посадом в Деулино. "Сопровождающие
меня лица" прощаются, садятся в машину. Я плачу,
а сын, всего два месяца назад вернувшийся из
армии, успокаивает: "Мама, ты ведь не плакала
так, даже когда я в армию уходил". Остаюсь одна,
и дождь молотит по крыше хлипкой сараюшки, и ночь
таинственными шорохами бередит сердце - завтра
начнется долгий путь... Зачем мне все это? Куда
собралась ты, тщеславная журналисточка, не
помнящая наизусть даже "Отче наш"? На
небольшой автобусной остановке дня через два
увидела мужчину, читающего газету, а в газете
почти на всю полосу... моя фотография. Встала
впритык к газете, руки опустила. Куда ты? Зачем ты?
Опомнись!
Шла, в основном, по шоссе, иногда голосовала "попутку",
иногда срезала углы. Утомлять вас пересказом
своих дорожных приключений не буду, скажу только,
что на ночлег почему-то пускали, грабители почему-то
не нападали, в церквах сельские батюшки служили
напутственные молебны, кропили святой водой,
старушки в деревнях норовили запихнуть в рюкзак
что-нибудь вкусненькое - пару огурчиков с грядки,
пирожок с печки. Россия наша тогда только еще
начинала дышать воздухом активного православия,
храмы развалившиеся возвращались Церкви, и я
плакала над фресками под Путивлем, на которых у
святых угодников Божьих вместо глаз сияли черные
дыры, прикладывалась к иконам в черниговских
храмах с чувством неизведанной доселе светлой
радости благодати. Помню послушника в Оптиной
пустыни, который, узнав, что иду в Иерусалим,
сдернул с головы старенькую скуфейку - приложите
к Гробу Господню и верните когда-нибудь, а я ждать
буду, всю жизнь. А в Брянске, во время
напутственного молебна в храм вошел пьяный
человек и не мог понять, почему мне столько
внимания.
- Случилось у тебя чего?
- Нет, нет, все в порядке.
Ушел. Узнал про Иерусалим, вернулся, сует мне в
руку несколько мятых десятирублевок.
- Возьми, в дороге пригодится...
Батюшка благословил взять деньги и молиться за
мятежную его душу. С тех пор молюсь. И у Гроба
Господня свечку затеплила за раба Божьего
Владимира. Свечей мне давали в дорогу много.
Рюкзак тяжелел, становился неподъемным, но не
хватало твердости отказать старушке, у которой
вот уже пять лет единственная дочь не встает с
постели (помолись за Ирину мою у Господнего Гроба)
или молодому врачу из провинциальной больницы,
оставшемуся после смерти жены с тремя дочками-малолетками
("помолись, сестра, тяжко мне, помолись").
Русь наша исстрадавшаяся, в бедненьком ношенном
платьице, стала стучаться в сердце требовательно
и настойчиво: полюби меня, ты же - русская...
Долго шла по Руси первая после революции
паломница, благополучная журналистка, не
атеистка, но и не шибко верующая сорокалетняя
женщина с блокнотом в руках и рюкзаком за плечами.
Украина. Женщина в храме после службы зовет к
себе в дом... вылечить парализованного мужа.
- Да не врач я, журналист.
- Так паломница же! А паломники завсегда людей
лечили. Ты не думай, я заплачу.
Отказала, а женщина обиделась, но и от нее
свечечку приняла в отяжелевшей вконец рюкзак.
А потом было море.. Министерство Морского флота
взяло надо мной шефство и определило на сухогруз
"Петя Шитиков". До Кипра. Дипломатических
отношений с Израилем тогда еще не было и суда "до
места" не ходили. С Кипра летела самолетом,
сорок минут - и Тель-Авив. Так случилось, что из
консульской группы меня не встретили и я
толкалась по аэропорту, не зная, то ли дождаться
утра, то ли отправляться в Иерусалим ночью.
Отправляюсь ночью на... такси. Фары освещали
каменистую дорогу в горах, машин попадалось мало,
было за полночь. Тихая музыка в салоне, а я в белых
брюках, новых босоножках. Три пары обуви
истоптала за дорогу по Руси, а в Одессе на Привозе
присмотрела себе обнову. И так хорошо, так славно...
Но червячок по имени "совесть" точит и точит:
ну и паломница, прости, Господи...
- Стой! - говорю таксисту - дальше пойду пешком.
Он не понимает по-русски, но я требовательно
повторяю.
- Стой!
Остаюсь одна на черной, как смоль, дороге. Впереди
за серпантином шоссе далекие мерцающие огни.
Иерусалим... В кровь стерла ноги, валилась от
усталости, пока не подошла, наконец, совсем уже к
утру, к небольшой калитке в высоком каменном
заборе - "Русская Духовная миссия в Иерусалиме".
Сердце студит, звоню, Тревожный женский голос:
- Кто там?
- Паломница из Москвы, по благословению
Святейшего...
Быстрые шаги. Калитка открывается, пожилая
монахиня смотрит на меня с любопытством и
радостью:
- Слышали, слышали, по радио передавали, идет в
Иерусалим паломница, а она вот уже и пришла.
Поднимаюсь по ступенькам, сажусь на табуретку и
плачу, уткнувшись в черный подол монахини. Пришла,
добралась - слава Тебе, Господи.
А потом десять дней я жила в Горнем монастыре на
окраине Иерусалима и вместе с матушкой Натальей,
насельницей монастыря, объехали мы много
христианских святынь. И здесь, впервые в жизни, я
исповедовала грехи и причастилась во время
ночной литургии у Гроба Господня. И отец
Варфоломей, духовник монастырский, надел на меня
маленький серебряный крестик, приложенный к
Гробу Господню, и подарил Евангелие.
Что такое истинная христианская любовь, я поняла
здесь, в тихой келье с окошком на старую
смоковницу. Русский монастырь, русские монахини.
- Как там, сестра, наша Россия-матушка?
Рассказала, что могла. И тут впервые проговорила
вслух не раз посещавшую меня в дороге мысль: и
почему мой сын пошел на филфак, хорошо бы быть ему
священником. Несуетная жизнь, в уважении и почете.
А что еще знала я тогда о священнической жизни?
- Хорошо бы в священники...
- Да ты же у Гроба Господня! - всплеснули руками
матушки, - молись, материнская молитва со дна моря
достает.
И пошла я молиться. Как, какими словами? Кто меня
учил? Никого не было в кувуклии у Гроба.
Потрескивали свечи, мерцали многочисленные
огонечки лампад. Я встала на колени перед Гробом,
склонила голову к холодному мрамору:
- Господи, вразуми моего сына, направь стопы его к
Тебе навстречу...
На следующий день я улетала. А вечером, уже дома,
когда стих шум долгожданной встречи и мы
остались с сыном одни и на нашей маленькой кухне
заварили себе свежий чай, он сказал мне вдруг
очень тихо:
- Я хочу сообщить тебе что-то очень важное.
Сердце тревожно забилось. Три месяца один, после
армии, все могло случиться, и случилось, наверное...
- Я бросил филфак. Буду поступать в семинарию.
"Господи, вразуми моего сына, направь стопы его
к Тебе навстречу..."
- Я только вчера просила об этом Господа.
А дальше Господь взял руки моего сына в свою
десницу и повел его по жизни. К Себе навстречу...
Он поступил в семинарию и, уже учась в ней, принял
монашеский постриг.
Через четыре года Господь еще раз явил чудо,
подтвердив: неси Крест, просила. Первая дорога
русской паломницы в Иерусалим оказалась по
благословению святейшего Патриарха проторенной.
Отправлялись в Иерусалим паломники - самолетами,
теплоходами. И меня, как "почетную паломницу",
взяла на свой корабль "Одесса-Сан",
паломническая служба из Одессы. И вот я опять в
Горнем монастыре. Правда, приехали мы уже вечером,
буквально на минуточку, нас ждала в Иерусалиме
обширная программа, в которую мы "не
укладывались". Вхожу в храм и первое, что слышу,
- голос сына, читающего Псалтирь. Как похож голос,
вот чудеса-то. Подбегает сын моей подруги, глаза
квадратные от удивления:
- Там Доримедонт, там Доримедонт...
- Нет, нет - успокаиваю я его, - просто очень похож
голос.
Но это был сын. Он стоял спиной ко мне, лицом к
алтарю, на аналое лежала толстая книга Псалтири.
Оказывается, пока мы добирались до Иерусалима по
морю с остановками в Стамбуле, на Кипре, в Греции,
ему предложили лететь в Иерусалим на самолете. И
вот она, встреча нечаянная.
- Мы заехали в Горний на минуточку, - говорю я.
- Да и мы ненадолго, после службы уедем, -
улыбается сын.
Мы совпали во времени чудесным образом. Опять
сердце озарила мысль: а ведь Господь поставил
твоего сына на то самое место, где ты молилась за
него несколько лет назад. Вот он, в монашеском
клобуке и подряснике, с редким монашеским именем.
На том самом месте...
Теперь мой сын живет на Святой горе Афон, в
греческом монастыре.
Тогда, второй раз в Иерусалиме, я отчетливо
поняла, что никакая я теперь не журналистка, что
есть у меня более важное в жизни дело - быть
матерью монаха. И радость от удачно написанного
очерка перестала казаться радостью. Сомнения - а
надо ли мне все это вообще, а, может быть, уйти
подальше от этого тщеславного журналистского
труда и тихо, без громких слов, делать другое,
тихое дело. Преподавать в воскресной школе,
стоять за свечным ящиком, продавать иконки?
- Подождите, - сказал мне мудрый духовник, - не
торопитесь, Господь все сам управит...
И - управил. Я отошла от светских тем, все больше
стала писать о православных русских людях и
поняла, как помогла мне моя дорога полюбить их - и
не только полюбить, но и себя осознать до конца и
бесповоротно русской. Этого чувства не было до
моего похода в Иерусалим, это чувство воспитала
дорога. И я благодарна ей за это, а еще за то, что
свой Крест быть матерью монаха нести мне теперь
радостно и неутомительно.
В прошлом году осенью я потеряла очень дорогого
мне человека - своего духовного отца,
архимандрита Георгия (Тертышникова). Болью
небывалой отозвалась во мне утрата - не знала я,
что можно так болеть. Но в сиротстве своего
растерявшегося сердца верила: батюшка не оставит
меня одну среди этого помраченного мира, он
передаст меня. Кому? И вот во время панихиды по
батюшке я вдруг неожиданно для себя вспомнила
имя священника, которого не было на похоронах, -
он был в отпуске. Странно, но столько лет не
вспоминала его. А потом он вернулся и я подошла к
нему под помазание:
- Так вы Наталья? - он удивленно вскинул на меня
глаза, - вы пешком в Иерусалим ходили?
- Да, батюшка.
- Изменились вы, ведь десять лет прошло...
- Да, батюшка.
Я проводила его до монастырской проходной и он,
успокаивая меня в моей скорби, вдруг сказал:
- А вы ко мне подходите. Если, конечно, доверяете.
И будто я увидела своего дорогого почившего
батюшку. Смотрит и улыбается. Передал. Передал в
надежные руки. Знаете, кто этот священник?
Архимандрит Варфоломей. Именно он (!) 10 лет назад
впервые исповедовал меня перед святым
причастием на Святой Земле в Иерусалиме и одел на
меня маленький серебряный крестик. И Евангелие
подарил с подписью: "В благословение и на
молитвенную память о Святой Земле" -
архимандрит Варфоломей. Святой град Иерусалим 19
октября 1990 года". Все эти десять лет,
оказывается, я молилась по его Евангелию и носила
на груди заветный крестик. И вот чудным образом
мой духовный отец передал меня именно ему -
человеку, с которого началась для меня Святая
Земля. Кто осмелится назвать это случайностью?
Кто не увидит в этом еще одного подарка из той, 10-летней
давности жизни, за которую благодарит Господа
маленький грешный человек, безмерно желающий
назвать себя православным.