Российско-Белорусский Союз
ЦЕЛЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОЛЖНА
ЗВУЧАТЬ ЯСНО!
Аналитическое товарищество "Русского Дома"
В контексте российско-белорусского единения
заметно довольно много недоговоренностей,
которые просто мешают правильно разобраться в
сути происходящих процессов.
Недоговоренность первая заключается в
том, что для Кремля российско-белорусское
объединение оказывается еще одним вариантом
сохранить неопределенно долго свою власть.
Скажем, Ельцин действительно может, уйдя с поста
руководителя России, сохранить который он явно
не в силах, остаться руководителем Российско-Белорусского
Союза и сохранить за собой реальную власть.
Именно этим и объясняется "рывковый"
характер усилий российской власти по реализации
единения с Белоруссией. Как только в очередной
раз "срывается проект" по раскрутке нового
"преемника" дряхлеющего вождя, так и
начинается лихорадочная активность в
кремлевских коридорах. Но воссоединение с
Белоруссией - процесс достаточно сложный, а
главное - требующий предельной деликатности. В
таком вопросе "штурмовщина", говоря по-советски,
абсолютно вредна, поскольку создает у тех же
белорусов, да и у Запада, для которого процесс
единения двух славянских народов создает
большие сложности, ощущение несерьезности
планов Москвы. А этого допустить ни в коем случае
нельзя. Мы, конечно, будем благодарны Борису
Ельцину, если он не будет мешать процессу
воссоединения славянских народов, но не
настолько, чтобы кормить его и его челядь сколь
угодно долго.
Недоговоренность вторая заключается в
том, что в Москве никак не могут сформулировать
то, к чему в процессе единения следует стремиться.
И она также проистекает из наших внутренних
российских дел. Ведь если объединяться в единое
государство, то тогда надо признать право
белорусских политиков играть равную с
российскими роль в принятии решений в Союзе. А
заодно - и право самого Александра Лукашенко быть
не просто "вторым" лицом в объединенном
государстве, но даже и "первым". Но этого ох
как не хочется! Не хочется, ибо мир российской
политики для тех, кто "попал в струю"
исключительно комфортен. Конечно, появление в
российской власти такого человека, как Александр
Лукашенко, этот хрустальный мирок, уже давно не
имеющий ничего общего с окружающей
действительностью, разрушит. Да так, что проблемы
возникнут не только у того, что в России
называется властью, но и того, что в России
считается оппозицией. К примеру, газета "Версия",
совершенно радикально поддерживающая Ю.Лужкова (а
напомним: Лужков - теперь не какой-нибудь
сторонник "реформ" и рьяный ельцинист, как в
1993г., а "патриот" и "державник"), уже
обвиняет Лукашенко чуть ли не в подготовке
политических убийств. А поэтому выдумываются
разные прожекты относительно форм объединения:
то ли Союз с неясными полномочиями высших
органов, то ли конфедерация, хотя тут же все
вспоминают, что в истории такое государство было
единожды - Сенегамбия - и просуществовало оно
недолго. Один олигарх придумал дать Белоруссии
статус, "равный с Чечней". То предлагают
вообще принимать Белоруссию по областям, забывая,
что это государство - член ООН, куда попало не в
1991-1992 г., когда туда принимали кого попало, а в 1945 г.,
когда это было вопросом большой политики. И все
для того, чтобы елико возможно принизить
потенциальную роль Лукашенко. Кстати, зря: такой
он человек, что, сделай его хоть зампредом Совета
Федерации, - он и оттуда пробьется к людям. В
результате этих многочисленных и совершенно
нереалистических проектов и возникает мнение,
что объединение приведет к появлению еще одного
недееспособного образования - своего рода "СНГ.
Издание второе, исправленное", а это
неинтересно ни российскому народу, ни
белорусскому. Чтобы снять эту недоговоренность,
надо раз и навсегда сказать: мы создаем единое
государство - Союз России и Белоруссии, в котором
главными в вопросах внешней политики и
безопасности, стратегического развития
экономики, транспорта и социальной защиты будут
союзные органы, а в плане местного
самоуправления, коммунального хозяйства,
народных промыслов - местные. И, главное, - в этом
Союзе все населяющие его народы будут
чувствовать себя на родине, где бы их
представители ни находились.
Недоговоренность третья складывается
из того, что российская власть как-то стыдливо не
может объяснить, в чем, собственно, состоит
стратегическая цель единения с Белоруссией. Как
правило, начинаются разговоры о какой-то "экономической
выгоде" объединения. Такой подход
исключительно вреден, ибо на практике приводит к
простому и банальному жлобству, когда начинается
выяснение, кто кого объел и кто съел лишний кусок
сала. Один раз за этими выяснениями мы страну
проспали, не проспать бы второй. А именно так
выглядят столбцы цифр, демонстрируемые нашими
"экономистами" о товаропотоках, взаимных
долгах, таможенных пошлинах и проч. Причем эти
цифры - сущий мизер по сравнению с теми суммами,
которые в России каждый месяц ворует неподсудная
знать. Вообще государственность не поддается
оценке с точки зрения коммерческой выгоды, ибо
государство - в принципе вещь затратная. Его
нужно оборонять, заботиться о молодых и старых,
нужно следить за тем, чтобы "иностранные
инвесторы" не сели бы на шею. А это не всегда
лежит в русле разговоров о "дебете-кредите"
и "притоке инвестиций". С этой точки зрения
лучше государства не иметь вовсе. Или сдать его в
аренду, как, например, это сделало руководство
Казахстана, которое просто не знало, что делать
со случайно доставшемся государством, и
поступило с ним по законам чайханы: посчитало,
что выгоднее, и отдало тому, кто обещал большую
прибыль. В результате Казахстан, в советское
время справедливо считавшийся промышленной
республикой, скоро забудет, что такое прокатный
стан. Или еще пример, более далекий от
постсоветского пространства, - Аргентина,
которой так восхищались наши доморощенные
монетаристы. Оказалось, что жесткое "валютное
регулирование" - вещь хорошая, но не для
государства: результатом жизни по законам
рыночной экономики стала просьба о введении в
Аргентине доллара в качестве собственной валюты.
Что это, если не утеря национальной
независимости?!
Если уж рассуждать о том, зачем нужно объединение
России и Белоруссии, то куда логичнее и честнее
сказать, что главной целью объединения
является укрепление безопасности обоих
государств. И это будет правдой. Действительно,
мир в последнее время стал слишком опасным, чтобы
стремиться выжить в одиночку. И сразу же после
объединения потеряют актуальность и идеи
принять прибалтов в НАТО, поскольку даже в
атлантическом альянсе понимают, что брать на
себя обязательства перед заведомо
необороноспособными государствами нельзя. Да и
сами эти государства явно умерят свой
антироссийский пыл. И Польша, которая возомнила
себя государством, имеющим "особую миссию" в
Восточной Европе, и главным партнером в США здесь,
также уже не сможет ощущать себя столь комфортно.
Наконец, Калининградская область, которую Польша,
Литва и Германия уже несколько лет делят - пока,
правда, только на словах, - перестанет быть
изолированной от России и превратится из объекта
притязаний в форпост российского влияния в
Европе.
Что до прочих "выгод", то они проявятся не
через год и не через два, хотя и в краткосрочной
перспективе ничего равного белорусскому
транспортному коридору для РАО "Газпром" и
РАО "ЕЭС России" не появится, и только
предельный западнический догматизм Анатолия
Чубайса заставляет его отрицать необходимость
объединения. Реальный экономический эффект
появится тогда, когда экономика и России, и
Белоруссии начнет работать по-настоящему и
проблема и рынков сбыта, и новых технологий, и
взаимодействия с ЕС станет не на уровне сбыта
сырья, а на уровне поставок туда технологически
насыщенных товаров. Но ведь мы надеемся на то, что
так будет. Или уже нет, или уже решено, что Россия
в Европу будет поставлять только сырье, а взамен
получать ширпотреб, памперсы и мексиканское пиво
польского изготовления? Тогда тем более надо
форсированно объединяться, чтобы поломать
логику тех, кто толкает Россию в
доиндустриальную эру.
Так что все проблемы в Российско-Белорусском
Союзе можно решить, если избавиться от
недомолвок и ложных банальностей, которые
заслоняют истинную сущность процесса. А суть
процесса предельно проста, как никогда: русские,
равно как и другие народы России, чтобы там ни
говорил Ментимер Шаймиев, и белорусы просто
хотят жить вместе. А все остальное - вторично.
Но есть и еще одна задача, которая, возможно, и
является главной. Наш Союз устремлен в будущее. И
жить в этом будущем по преимуществу молодежи. И
очень страшит то, что в ходе недавних
столкновений в Минске, действительно оплаченных
из-за рубежа, действительно срежиссированных,
действительно направленных в основном на
западное общественное мнение, основную роль
играла молодежь. Западным идеологам удалось,
пользуясь рецептами не кого-нибудь, а Льва
Троцкого, превратить молодых людей в таран
против Союза. И к сожалению, сторонники его
помогли Западу в этом тем, что, посчитав молодежь
незрелой, вестернизированной, не понимающей
истинных ценностей, отринули ее от себя. Это было
стратегической ошибкой, которую, однако, не
поздно исправить. Неужели Православной Церкви
нечего сказать молодежи о Союзе? Сказать честно:
работа с молодежью в патриотическом движении
запущена и ситуация с Союзом только подтверждает
это мнение. Но обсуждение и принятие Устава Союза
- хороший повод для того, чтобы начать спокойный
диалог с молодыми. Мы не глупее соросов и
березовских, чтобы проиграть в борьбе за умы и
сердца нашей молодежи.
Если уж рассуждать о том, зачем нужно объединение России и Белоруссии, то куда логичнее и честнее сказать, что главной целью объединения является укрепление безопасности обоих государств. Вообще государственность не поддается оценке с точки зрения коммерческой выгоды, ибо государство - в принципе вещь затратная.