На первую страницу

крест
Русский дом, №1. Оглавление


Слово редактора

ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЕК

Христос рождается, славите!
Это было в одну из моих журналистских поездок на Байкало-Амурскую магистраль. Люди постарше помнят эту стройку века. В одном из поселков я встретил человека, который рассказал мне о том, как услышав что-то поразительное о Вифлеемской звезде, долго искал её на карте звездного неба. Не найдя, стал расспрашивать друзей, образованных начальников, но так никто и не смог помочь ему в поисках. Может, и нет Вифлеемской звезды?
Прошло 25 лет. Выросло новое поколение. О заброшенной железной дороге от Байкала до Амура вспоминают редко; нет уже и самого безбожного государства, удивлявшего мир грандиозными проектами покорения природы; освободилась от "вавилонского плена" Русская Православная Церковь.
Но многие ли из нас и сегодня знают о Вифлеемской звезде и где искать её? Да, её нет на небосклоне. По ней не сверяют курсы корабли и самолеты, хотя светит она уже 2000 лет. Но для всего человечества она стала истинной путеводной звездой спасения. В кромешном мраке человеческих грехов она ярко горит для всех, кто ищет спасения, своим светом призывая под покров Любви Божией.
Для русских путеводная звезда Рождества воссияла тысячу лет назад. Крещение дало нашим предкам высочайшую свободу - свободу выбора между Добром и Злом. Они выбрали Православие и тем самым определили будущую историю России не на века, а на тысячелетия. Русские искали не закона, а Благодати, - и крещение Руси стало тем рубежом, от которого начался отсчет русской национальной идеи.
У всякой нации есть свое предназначение. Для русского народа, при нынешней экуменической немощи царящей в мире, духовное предназначение - оставаться главной опорой Вселенского Православия.
Великая идея Вселенского Православия созидала российскую державу. И как только она ослабевала в нас, как только русский народ утрачивал веру, безбожие и нигилизм подкашивали его духовные основы. "Несясь к обрыву, мы вообразили, что несёмся "к свету", "к братству и любви", тогда как на самом деле… мы падали, захлёбываясь в мракобесии "передовых идей", отравленные ложью сатанизма и предательством сволочи", - так писал русский философ Василий Васильевич Розанов.
За тысячелетнюю историю у России было немало тяжелых и горьких веков, но даже в их ряду уходящий век по масштабам предательства, развращенности и цинизма, по драматизму всего, что произошло с Россией, стоит особняком.
Первая его половина вместила две мировые войны и три революции, а вторая - изнурительную "холодную" войну, противостояние двух сверхдержав - США и СССР, - завершившееся развалом последнего и сменой основ российского общества.
В жизни народов, как и в жизни людей случаются долгие времена упадка, обывательского сна, которые сменяются периодами духовного и государственного взлёта. За короткий период совершаются такие дела, на которые потребовались бы столетия. Сегодня по всем признакам для нас наступает именно такой период. Христос рождается для нас и в нас.
Восстановление Православной духовной жизни, как реальной и действующей силы в нашем обществе, - важнейшая задача, которую видит для России Святейший Патриарх Алексий II.
"ХХI век мы должны сделать Православным веком, ибо альтернатива этому - полная бездуховность, размывание традиционных устоев нравственности и, как следствие, - гибель России, потерявшей свою историческую память и духовную самобытность. Под понятием "Православный век" имеется в виду не то, что мы в отдельно взятой стране устроим некое подобие древней симфонии Церкви и государства, а то, что Православное миросознание станет с нашей помощью противостоящей силой той разрушительной культуре, которая не встречает сопротивления в общественном сознании".
Именно православная Россия способна отстоять идею многообразия Божьего мира, вопреки насаждаемой идее нового - единого и однообразного, безбожного, а значит - сатанинского мирового порядка.
Что предпочтем: великие замыслы или обывательский покой?
От нас с вами зависит: наступит ли Православный век, осветится ли вся Россия сиянием Вифлеемской звезды, воцарится ли в наших сердцах образ Богомладенца Христа. К нам обращены слова Спасителя: "Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою" (Лк.3,16 ). Время требует не просто быть в Церкви, а жертвенно служить Ей.
А. Крутов